Инициативы, озвученные президентом США Бараком Обамой, продиктованы необходимостью сокращения количества спекулятивных сделок, объем которых составляет значительную долю на протяжении последних лет и способствует высокой волатильности рынка нефти и надуванию ценового «пузыря». Об этом Центру энергетической экспертизы заявил управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский, комментируя предложения президента США Барака Обамы по борьбе со спекуляциями на рынке топлива, в том числе путем увеличения штрафа до 10 млн долларов. Эксперт отметил, что пакет предложений по регулированию торгов нефтью готовится США и Великобританией еще с 2009 года, и скорее всего, текущие инициативы Обамы о введении ограничении биржевых спекуляций на рынке нефти озвучены в рамках данного пакета. «Мы полностью разделяем мнение президента США о том, что ни один из предпринятых шагов не приведет к резкому снижению цен на топливо, — заявил Беседовский. — Однако предложенные меры снизят объем спекулятивных сделок, что в перспективе нескольких месяцев остудит рынок и, как следствие, приведет к снижению доли сырья в себестоимости производства нефтепродуктов». Беседовский считает, что в России принятие мер, аналогичных принятым в США, не позволит кардинальным образом улучшить ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов. Причина заключается в том, что доля биржевых сделок в общем обороте торгов нефтью и нефтепродуктами в РФ крайне невелика, и еще долгое время будет оставаться на несущественных уровнях. Именно поэтому правительство РФ, помимо мер по налаживанию инфраструктуры биржевых торгов в России, предпринимает попытки административного регулирования розничного рынка нефтепродуктов – особенно этот процесс активизировался после топливного кризиса, имевшего места прошлой весной. «Насколько нам известно, правительство договорилось с участниками рынка о продлении «заморозки» цен, — пояснил эксперт. — В результате, с момента президентских выборов по настоящее время изменение роста розничной стоимости топлива в среднем по России составило около 10 копеек на литр, причем в сторону снижения. Возможно, текущее административное сдерживание даст дополнительный толчок росту цен после их отпуска в свободное плавание в мае-июле, однако я не ожидаю, что относительно текущего уровня стоимость топлива подорожает в ближайшие месяцы более чем на 10% — для этого нет весомых оснований». «В более долгосрочной перспективе, до конца года, мы допускаем возможность роста розничных цен на топливо на 15-20%. В числе основных причин мы выделяем индексацию акциза с 1 июля, а также ожидаемое продолжение восходящей тенденции на мировом рынке нефти. По нашим прогнозам, баррель марки Brent может достичь к концу года 130-135 долларов (более чем на 10% превышает текущие уровни), что увеличит себестоимость производства нефтепродуктов», — резюмировал Роман Беседовский.