oilgas
В Минэнерго России прошло первое заседание Российско-Кенийской Рабочей группы по сотрудничеству в области энергетики
17.09.2012
Каждый клиент ОАО «Кузбассэнергосбыт» сможет высказать свое мнение о компании
17.09.2012

Не бояться протестовать

отраслевые новости ТЭК

Московский регион опять лихорадит. Владельцы независимых АЗС даже заявили, что могут временно прекратить свою деятельность из-за явной убыточности бизнеса и возрастающих рисков. Остается объединяться и протестовать, как это делают, например, их коллеги в США.

Нефтяные компании уже сейчас продают и имеют возможность в дальнейшем продавать на своих АЗС бензин по более низкой цене, чем та, которая получается у независимых заправщиков, которым им сейчас приходится доставлять топливо с Ярославского НПЗ. Причина — отсутствие на свободном рынке предложения бензинов Московского НПЗ (МНПЗ). Компания «Газпром нефть», владеющая МНПЗ, объясняет такое положение предстоящим ремонтом Московского НПЗ и накоплением запасов нефтепродуктов для работы в этот период. Вариант же возможного неудовлетворения всех поступающих заявок с возросшими объемами вполне предсказуемо объясняется отсутствием технической возможности.

Последние несколько лет любая новость, связанная с МНПЗ, сразу воспринимается негативно: сезонные ремонты установок, профилактика, состояние и ремонт подводящей на завод сырье трубы. Завод словно стал своеобразным заложником и невольным участником каких-то сторонних процессов и зависимостей, не имеющих к нему прямого отношения.

Согласно статистике, в 2011 году на тысячу жителей московского региона приходилось 324 автомобиля при среднем уровне по России в 228 авто. Региональная емкость рынка моторного топлива, по самым скромным подсчетам, составляет 8 млн т в год. Весь этот объем в розницу реализуют немногим более 2 тыс. АЗС. Таким образом, средний «пролив» через одну условную станцию — почти 4 тыс. т в год (средний показатель по стране — 1,3 тыс. т в год.) Рынок очень интересен как для сбытовых сетей нефтяных компаний, так и для независимых владельцев, которые до сих пор занимают на нем около 40%.

В нынешних непростых условиях на топливном рынке региона становится понятно, от кого в первую очередь зависит успешный бизнес так называемых независимых. При всем многообразии присутствия нефтяных компаний в регионе абсолютное большинство из них представлены только в розничном секторе. Свои нефтебазы они используют для хранения топлива и снабжения им своих же АЗС.

Мелкооптовый рынок является основным источником поступления нефтепродуктов на АЗС, которые не входят в сбытовые структуры крупных компаний. Почти две трети мелкооптового рынка нефтепродуктов московского региона обеспечивает «Газпром нефть», владеющая МНПЗ. В регионе есть и другие, в том числе и независимые, компании, торгующие мелким оптом, но удачное расположение МНПЗ делает его нефтепродукты самыми выгодными.

Вот и проявилась зависимость. Отсюда все волнения и публикации в прессе, делающие МНПЗ «гарантом стабильности ситуации на топливном рынке» и своеобразным заложником независимой торговли моторным топливом в регионе. Конечно, роль МНПЗ для топливного рынка велика, но это не освобождает его владельцев от контроля технического состояния завода, проведения ремонтов и модернизации. Да и у самой компании могут быть планы развития, при которых она не может принимать на себя все риски независимых владельцев АЗС.

В регионе на тысячу автомобилей приходится три АЗС при среднем уровне по стране в 1,3. Реализация в розницу — конечный и самый выгодный для компаний базис торговли. ТНК-ВР занимает 20% рынка, у ЛУКОЙЛа и «Роснефти» — 15 и 9% соответственно, у «Газпром нефти» — 11%. Не думаю, что количество АЗС в регионе имеет серьезные перспективы к росту. Учитывая почти гарантированный сбыт объемов через розничные сети и возможности нефтяных компаний по перераспределению доходности реализации через АЗС внутри вертикально интегрированных компаний, такая ситуация не продлится долго. Это закончится скорым переделом розничного рынка московского региона, и можно не сомневаться, что места «независимым» на нем не останется.

Сейчас конкуренция на топливном рынке сохранилась только в розничном сегменте, и доля независимых АЗС неуклонно сокращается. «Независимые» пытаются воспрепятствовать этому с помощью «новостного» привлечения внимания к этой проблеме, но этот метод не дает никакого результата. Бороться надо другими методами, и не со следствиями, а с причинами. Решением может стать объединение независимых торговцев топливом в единый общественный представительный орган, лоббирующий на государственном уровне их интересы.

В свое время это не захотели сделать «давальцы», чье сырье перерабатывалось на уфимских заводах. В тот момент почти каждому из них казалось, что он сумеет проскочить мимо этой общей для рынка проблемы. Некоторым, конечно, удалось, но многие просто потом влились в структуры ВИНК. Сейчас этот же процесс повторяется в рознице.

Создаваемая организация не должна собирать деньги на организацию пустых мероприятий с их длительными обсуждениями проблем и банкетами на корабликах. Время таких организаций прошло, они были хороши во времена стабильности на рынке. Сейчас перед таким общественным союзом стоит проблема выживания, и работать надо юристам, экономистам и специалистам по взаимодействию с государственными органами.

Не надо изобретать велосипед, пора учиться на нем ездить. На прошлой неделе владельцы почти 60 американских АЗС ЛУКОЙЛа в Нью-Джерси и Пенсильвании повысили стоимость бензина в 2,5 раза, почти до 10 долл. за галлон (примерно 70 руб. за литр). Это был знак протеста против ценовой политики франчайзера — Lukoil North America. Акция проводится разово, на одни сутки. Смысл акции — привлечь внимание к этой проблеме.

И не надо думать, что, подобно новостям по рынку московского региона, она пройдет бесследно. Эту акцию поддерживает Автомобильная и топливная ассоциация Нью-Джерси, специалисты которой теперь, при пристальном внимании общественности и регуляторов, детально разберутся во всех юридических нормах и в экономике взаимоотношений с Lukoil North America. Думаю, что договорятся и восстановят возможность конкурировать с другими АЗС.

Дмитрий Гусев, коммерческий директор «НОВАТЭК-Трейдинг»

Loading

0

Автор публикации

не в сети 5 часов

Энергострана.ру

0
Корреспондент портала
Комментарии: 0Публикации: 4648Регистрация: 11-05-2019