
Правительство Магаданской области и ОАО «ДВЭУК» заключили соглашение о развитии энергоинфраструктуры Колымы

Алексей Брижань: ВСЕ ШИРЕ КРУГ ПАРТНЕРОВ
Брижань: «Если о нас не вспоминают, – значит работаем хорошо»

В ОАО «Мособлэнерго» оперативно реагируют на любой сбой в энергоснабжении
Накануне Дня энергетика, который отмечается в стране 22 декабря, мы беседуем с генеральным директором Открытого акционерного общества «Московская областная энергосетевая компания» («Мособлэнерго») Алексеем Брижань.
Сегодня это одна из самых динамично развивающихся компаний региона. Она была основана правительством Московской области в 2005 году. С марта текущего года «Мособлэнерго» возглавляет Алексей Брижань.
– Алексей Васильевич, дата профессионального праздника энергетиков почти совпадает с наступлением нового года. Поэтому уместным будет поговорить не только о текущих делах, но и о предварительных итогах года уходящего, который стал для вас первым на посту руководителя «Мособлэнерго». С каким настроением встречаете праздник?
– Конечно, когда приходишь в новую для тебя организацию, требуется определенное время для адаптации, анализа положения дел, выработки и принятия необходимых решений. Могу сказать, что этот период получился достаточно сжатым, поскольку электросетевое хозяйство – привычная для меня стихия и времени на раскачку не потребовалось. Также удалось быстро сформировать команду единомышленников. Поэтому никаких «отключений» в деятельности компании не случилось. Поставленные перед нами Правительством Московской области задачи выполняем, считаю, вполне успешно. Так что накануне профессионального праздника настроение хорошее.
– «Мособлэнерго» было создано со стопроцентным участием Правительства Московской области в уставном капитале. Какие цели и задачи поставлены перед компанией?
– Главная цель – повышение надежности функционирования энергосетевого хозяйства Московской области и решение накопившихся в нем проблем, в том числе таких, как дефицит электрической мощности, снижение надежности электроснабжения потребителей, высокий уровень потерь при передаче электрической энергии. Исходя из этого, компания повседневно решает задачи повышения качества и надежности эксплуатации электросетей муниципальных образований, снижения технологических и коммерческих потерь при передаче электроэнергии, успешного взаимодействия электросетевых организаций региона и обеспечения привлекательности инвестиций в отрасль. При этом я всегда подчеркиваю, что мы – социально ориентированная компания, полностью развернутая к потребителю. Достаточно сказать, что по поручению Губернатора Московской области Андрея Воробьева при разработке программ капитального ремонта мы особое внимание уделяем сетям, по которым идет электроснабжение объектов жизнеобеспечения и социальной сферы – больниц, детских садов, школ, котельных, водозаборных и канализационных станций.
– С учетом того, что электропотребление в области в среднем повышается на пять процентов в год, ни в коем случае нельзя допустить отставания ни по количеству, ни по качеству электрообеспечения как промышленных потребителей, так и населения. За счет чего, на ваш взгляд, можно этого достичь?
– Прежде всего, требуется модернизировать организацию, консолидировать не только усилия, но и небольшие разрозненные компании, эксплуатирующие электросети по всей области, собрать их воедино, чтобы оснастить новыми технологиями, оборудованием, менеджментом. Насколько это актуально можно понять из следующих цифр: сегодня в регионе в 72 муниципальных образованиях независимо друг от друга действуют более 130 территориальных сетевых организаций. Такая раздробленность ни к чему хорошему не приводит, поскольку при превысившем критический уровень износе (более 70 процентов) электросетей в большинстве муниципалитетов области местные энергетики не имеют достаточных ресурсов для обеспечения нормальной эксплуатации своего хозяйства, выполнения капитального ремонта, не говоря уже о перспективном развитии. Мы же в рамках реализации инвестиционной программы постоянно проводим реконструкцию действующих мощностей, вводим новые объекты. Только за последние несколько лет затраты «Мособлэнерго» на капитальный ремонт увеличились более чем втрое. В результате коэффициент изношенности основных производственных фондов у нас постепенно снижается. Также мы планомерно осуществляем комплекс мероприятий для исключения даже самих предпосылок технологических нарушений электроснабжения. В том числе расчищаем и расширяем охранные зоны воздушных линий электропередач, заменяем неизолированный провод на самонесущий изолированный, и проводим другие мероприятия.
– Действительно, то, что по плечу солидной компании, не могут себе позволить «малыши». Именно поэтому правительство Московской области поручило вашей компании осуществлять консолидацию электросетевых активов?
– Да, это так. С целью обеспечения стратегического развития и совершенствования системы управления нашей компанией, а также для консолидации электросетевых активов региона на основании решения акционеров изданы распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 30 апреля и 23 октября этого года о создании 11 филиалов «Мособлэнерго». Кроме того решением Совета директоров ОАО «Мособлэнерго» от 9 июля текущего года дополнительно создано еще шесть наших филиалов. Всего на сегодняшний день компания объединяет более 30 филиалов, дочерних и зависимых обществ. Такая консолидация дает возможность значительно повысить управляемость нашим электросетевым комплексом, приступить к реальному внедрению единой технической политики и новейших технологий, снизить затраты на обслуживание сетей. Сейчас мы ведем переговоры о сотрудничестве с администрациями десятков муниципальных образований Подмосковья, объясняя неоспоримые преимущества объединения сетей под эгидой крупной вертикально интегрированной компании. Только за последние дни нашими филиалами стали Клинские и Павлово-Посадские электросети.
– В уходящем году компания значительно выросла. Можете, Алексей Васильевич, несколькими цифрами показать масштабы ее деятельности?
– Сегодня мы обслуживаем электрические сети на территории 34 муниципальных образований области, где проживает свыше 3 миллионов 540 тысяч человек. Это – более 11 тысяч километров воздушных и кабельных линий электропередачи, три с лишним тысячи трансформаторных и распределительных подстанций. По полезному отпуску электроэнергии компания является крупнейшей территориальной сетевой организацией Московской области. Ежегодный общий баланс мощности превышает 490 мегаватт.
– Понятно, что нелегко содержать в порядке такое хозяйство. Что для этого делается?
– Для повышения надежности работы электрических сетей и обеспечения бесперебойным и качественным электроснабжением потребителей практически круглый год мы проводим капитальный и текущий ремонты электрооборудования, зданий и сооружений. В соответствие с программой 2013 года для выполнения капитального ремонта выделены 670 миллионов рублей, что почти на четверть больше чем в прошлом году. В приоритетном порядке планируются работы на объектах, электрооборудование которых обеспечивает электроснабжение социально значимых объектов и объектов жизнеобеспечения, а также неотложные работы по жалобам населения, которые выполняются незамедлительно. Работы, требующие значительных затрат, включаются в план следующего года.
Разумеется, за текущими вопросами не забываем о перспективе. Согласно инвестиционной программе, утвержденной распоряжением Министерства энергетики области, нашей компанией за девять месяцев освоен 631 миллион рублей капитальных вложений. Введены более
– Алексей Васильевич, когда вас спрашивают о качестве работы энергетиков, вы говорите: если в повседневной жизни потребитель нас не замечает, значит все в порядке, работаем хорошо. Но чтобы быть такими «незаметными», потрудиться надо как следует, в том числе и тогда, когда все-таки случаются аварии. Что делают в компании для быстрого устранения последствий чрезвычайных происшествий?
– В штатной структуре компании создан Центр управления сетями с круглосуточным дежурством персонала для оперативного принятия решений и устранения аварийных ситуаций. А в Краскове, Рузе и городском поселке Куровское базируется наше Управление аварийно-восстановительных работ. Оно оснащено внушительным автопарком специальной техники, которая в круглосуточном режиме несет «боевое» дежурство для оказания технической поддержки в случае возникновения в регионе даже нескольких чрезвычайных ситуаций одновременно. Это передвижные дизельные электростанции мощностью от 120 и 635 киловатт, специальные подъемники, самые современные передвижные электротехнические лаборатории и другая техника. Только в этом году мы закупили 40 единиц специальной техники, и в будущем будем продолжать укреплять техническую оснащенность компании. Также в распоряжении Управления находится централизованный аварийный запас материалов, которым эксплуатирующие организации могут пользоваться в любое время суток. Благодаря этому даже небольшие предприятия, обслуживающие сети «Мособлэнерго», имеют возможность использовать современную технику и оборудование, не вкладывая большие средства в их покупку. Ликвидацией аварийных ситуаций занимаются высококлассные аттестованные специалисты, которые ежегодно проходят дополнительное обучение, в том числе за рубежом. Ежегодно Управление аварийно-восстановительных работ выполняет более 200 заявок. Результат проделанной работы налицо: если в 2011 году среднее время восстановления электроснабжения потребителей нашей компании составляло 2 часа 42 минуты, а в 2012 году – 2 часа 34 минуты, то в текущем году оно сократилось до 2 часов.
– Притчей во языцех стал вопрос технологического присоединения к энергетическим мощностям тех или иных объектов. Процесс этот, как правило, довольно сложный и длительный. А как решают этот вопрос в вашей компании?
– Действительно, в большинстве территориальных сетевых организаций области механизм технологического присоединения потребителей к электросетям нельзя назвать ни прозрачным, ни доступным. В связи с этим вспоминаю слова заместителя Председателя правительства Московской области Дмитрия Пестова, когда во время выездного совещания в одном из подмосковных городов он попросил местную сетевую организацию показать заявку на техприсоединение. Я процитирую его слова: «Эта заявка была на 17 листах, хотя при соблюдении разумных требований ее объем не должен превышать одного. Я вижу в этом желание некоторых территориальных сетевых организаций намеренно запутать потребителя, создать искусственные бюрократические преграды при осуществлении простой процедуры подключения к сетям». К сожалению, нередко потребителей подключают к электроэнергии, используя «серые» схемы, причем вырученные деньги не идут на развитие электросетей. Практика показывает, что проводить комплексную работу по упрощению и повышению прозрачности процесса технологического присоединения получается только у крупных электросетевых организаций. В этом еще один плюс консолидации разрозненных сетей.
«Мособлэнерго» продолжает расширять сеть центров обслуживания клиентов и перечень предоставляемых услуг. В скором времени их будет 14. Уже действуют открытые в этом году такие центры в Электростали, Орехово-Зуево, Пушкино, Воскресенске, Кашире, Люберцах, Луховицах, Серпухове. Центры как раз работают с потребителями по вопросам подключения к электросетям. Это, как показала практика, заметно оптимизирует процесс подачи заявок на технологическое присоединение физическими и юридическими лицами по сравнению со схемой, когда взаимодействие с клиентами целиком возлагалось на один единственный центральный офис по работе с клиентами. Кроме того, мы организовали прием от потребителей заявок на подключение к электросетям путем заполнения формы на официальном сайте компании. Также потребители могут отслеживать прохождение своей заявки и выбирать способ получения договора и технических условий. Все это делает процедуру технологического присоединения к сетям доступной и прозрачной. Всего за январь-ноябрь текущего года мы провели работы по технологическому присоединению на 1105 объектах, в том числе социально значимых – таких, как детские сады, учреждения здравоохранения, многоквартирные жилые дома и торговые центры.
– Вы рассказали о проделанной в этом году работе. А что готовит год грядущий?
– Не вдаваясь в подробные производственные планы, которые, у нас, безусловно, есть, хочу сказать то, что считаю главным для деятельности компании в будущем. Выбранный правительством Московской области курс на развитие в регионе топливно-энергетического комплекса направлен на обеспечение надежного и качественного электроснабжения потребителей, повышение инвестиционной привлекательности Подмосковья. Нашей компании удалось комплексно улучшить схему электроснабжения в десяти районах области. Будем и в дальнейшем последовательно осуществлять этот курс. Также руководством Московской области принято принципиальное решение форсировать темпы консолидации разрозненных муниципальных сетей, с выработкой единых стандартов качества и надежности. Это для нашей компании было и остается важнейшей стратегической задачей.
– Спасибо, Алексей Васильевич за беседу. Поздравляем с профессиональным праздником вас и ваших коллег!
Юрий Говердовский
Просмотров 7 всего , 1 сегодня