oilgas
Алексей Миллер и Йоханнес Тайссен: потребность в поставках российского газа в Европу будет возрастать
powerenergy
Компания «Квадра» полностью завершила строительно-монтажные работы по реконструкции гидроузла Брянской ГРЭС

Кто будет исправлять ошибки?

1 апреля в Москве состоялась конференция, организованная Некоммерческим партнерством «Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний». Эта организация в последние год-полтора стала одной из самых влиятельных площадок продвижения реформы электроэнергетики, особенно розничного рынка, где, по общему мнению участников, складывается очень непростая ситуация. И хотя официальной темой собрания были вопросы взаимодействия сетевых и сбытовых компаний на розничном рынке электроэнергии, что выражалось и в ее названии «Сети и сбыт – общая ответственность», конференция стала площадкой, на которой обсуждались принципиальнейшие моменты сегодняшнего положения в отрасли. А положение таково, что власть и регуляторы в последний месяц вынуждены, по существу, «тушить пожар», возникший по причине резкого скачка цен на электроэнергию во многих регионах страны с начала 2011 года. О том, что обсуждалось на конференции, ее итогах и вообще о ситуации в электроэнергетике страны мы беседуем с ее участником – президентом ООО «КРЭС-Альянс», занимающегося стратегическим управлением основными сбытовыми компаниями Мурманской области и энергетическим консалтингом Алексеем Пресновым.

Алексей Викторович, на Ваш взгляд, насколько остра сегодня проблема роста тарифов в электроэнергетике с точки зрения самих энергетических компаний? Каким, на Ваш взгляд, должен быть уровень цен на электроэнергию в стране?

Как известно, с января 2011 года произошла полная либерализация оптового рынка электроэнергии, предполагающая продажу 100% объемов поставок электроэнергии и мощности по свободным ценам. На деле это оказалось не совсем так или совсем не так, но сегодня речь не об этом. В любом случае конечные цены возросли в регионах настолько, что проблема из экономической стала политической. Именно поэтому конференция началась с незапланированного выступления министра энергетики РФ Сергея Шматко, который обозначил приоритеты власти на текущий период: сдерживание роста цен для потребителей любой ценой в рамках 15%. Его по ходу конференции дополнил начальник управления электроэнергетики ФСТ России Максим Егоров, рассказавший о механизмах практической реализации указанных приоритетов. По сути, на конференции впервые были подтверждены те слухи, которые уже некоторое время циркулировали в энергетическом сообществе: Правительство меняет правила игры на рынке под давлением политических обстоятельств – в выборный период такие темпы роста цен на электроэнергию оказались неприемлемыми. Понятно, что в этих условиях говорить об остроте проблем высоких цен на электроэнергию с нашей точки зрения или с точки зрения наших потребителей можно, но это уже вторично. Решение принято третьей стороной наших отношений – властью, и его придется выполнять. На первый взгляд это кажется логичным решением, и у потребителей есть повод радоваться, а мы должны огорчаться, но терпеть. Однако говорить, что озвученные министром энергетики и представителем ФСТ меры являются панацеей, а тем более системным решением, не приходится. Речь шла о том, что через новую редакцию Постановления Правительства №1172 о правилах оптового рынка, датированного еще 27 декабря 2010 года, и обновленное 109 Постановление Правительства о ценообразовании в электроэнергетике регуляторы добьются снижения темпов роста конечных цен в регионах ниже 15%. На оптовом рынке это известные меры по снижению стоимости мощности и сглаживанию тарифов ФСК, а на розничном рынке – пересмотр инвестпрограмм МРСК и ТСО, а также урезание сбытовых надбавок ГП. При этом механизм реализации этих мер, по крайней мере так, как он был озвучен г-ном Егоровым, предполагает снижение роста каждой составляющей в конечной цене ниже 15%. На мой прямой вопрос – понимает ли ФСТ России, что во многих случаях превышение темпов роста в 15% розничных составляющих в регионах вызвано объективными обстоятельствами – систематическими выпадающими доходами сбытов и сетей в рамках неоднозначного регионального регулирования в переходный период, был получен утвердительный ответ, но при этом сказано, что так решило руководство правительства страны.

Таким образом, сегодня мы находимся в ситуации, когда иного выхода нет, надо работать в сложившихся реалиях. ОАО «Колэнергосбыт», например, в этой связи отзывает из ФСТ РФ свое заявление о разногласиях по итогам регулирования в Мурманской области на 2011 год. Мы, по-прежнему, считаем, что правы по заявленным позициям, но сегодня это неактуально и бессмысленно: очевидно, что государство пока не готово исправлять свои же ошибки в регулировании отрасли, допущенные в предыдущие годы. Ведь на самом деле выпадающие доходы всегда связанны с ошибками и нестыковками в экономике и регулировании, а 2011 год был первым, когда теоретически появлялась возможность начать процесс их исправления, поскольку было отменено понятие предельных тарифов. Например, у нас, в Мурманской области, из года в год принимались тарифные и иные решения, при которых на осуществление сбытовых функций по зоне деятельности гарантирующего поставщика региона ОАО «Колэнергосбыт» не хватало от 30 до 50% необходимых средств. Государство в лице федерального бюджета за несколько лет недоплатило сбытовым компаниям около 1 млрд. руб. по программе ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования, причем сама ФСТ своим прошлогодним решением включила в сбытовую надбавку ОАО «Колэнергосбыт» на 2011 год 59 млн. руб. из этих средств, профинансировать которые исходя из ограничений в 15% невозможно. Из года в год предприятия ЖКХ Мурманской области, особенно электрокотельные получали такой тариф, при котором дисбаланс возможных платежей за купленную ими электроэнергию составляет от 30 до 60%, что в итоге приводило их к систематическому банкротству и накоплению совокупных неплатежей в адрес поставщиков электроэнергии в размере 2 млрд. руб. Значительная часть этих долгов может быть возращена только через тарифные решения будущих периодов, поскольку даже при получении целевых субсидий для этих предприятий отсутствует юридическая возможность их предоставления – должника уже нет «в живых» или же он находится в состоянии банкротства, а там – целая очередь кредиторов. Ограничение роста в 15%, по существу, ведет к замораживанию процесса возврата накопленной задолженности через розничный тариф, а в совокупности с недостатком средств на сбытовую деятельность ставит под сомнение и нормальное поддержание платежей на рынок и в адрес сетей на период действия этого ограничения. Фактически мы возвращаемся к предельным индексам на ближайшие два года, причем в самом жестком варианте их применения, и это все должны четко понимать. Говорить о каких-то программах возврата накопленных ранее долгов и на рознице, и на опте в течение 2011 и 2012 года не имеет смысла.

ЧИТАТЬ:
Талдомская электроэксплуатационная компания получила паспорт готовности к работе в отопительном сезоне 2011/2012 гг.

В этих условиях еще большую актуальность приобретают меры по недопущению наращивания долгов предприятий ЖКХ в текущем и будущих периодах. Это возможно только в рамках внешнего субсидирования проблемных потребителей в ЖКХ и модернизации объектов инфраструктуры с целью ликвидации существующих тарифных дисбалансов. Для этого нужна специальная программа. Поскольку региональное министерство энергетики и ЖКХ так и не озаботилось созданием такой программы с нашим участием, несмотря на рекомендации депутатов Мурманской областной Думы, ООО «КРЭС-Альянс» приняло решение разрабатывать программу самостоятельно. Надеемся, что первый этап – точный анализ и расчет существующих дисбалансов – будет готов к началу следующего отопительного сезона, так же, как и контуры второго этапа – рамочные мероприятия по модернизации предприятий тепло- и водоснабжения с целью восстановления их платежеспособности за электроэнергию. Вообще, мы хотим сделать совершенно новый документ – программу создания рынка энергоснабжения в ЖКХ на примере Мурманской области, потому что сегодня во многих регионах этого рынка нет – есть социальная планово-убыточная деятельность, ведущая к росту долгов инфраструктурных предприятий ЖКХ за электроэнергию. И эта тенденция имеет тренд к расширению своей географии, поскольку в стране продолжается опережающий рост цен на первичное топливо и электроэнергию по сравнению с тарифами на коммунальные услуги в ЖКХ. Если программа будет хорошо сделана, уверен, она будет востребована и в Мурманской области, и в стране. Альтернативы нет – иначе в ближайшие годы нас ждет масштабный кризис в энергоснабжении предприятий ЖКХ. Как видите, в энергетике все взаимосвязано, поэтому отвечая на Ваш вопрос, скажу, что нам, электроэнергетикам нужны такие цены на наш товар, которые наши потребители могут платить полностью и в срок. Очевидно, что этого баланса сегодня нет.

Вы сказали, что сегодняшние меры правительства не панацея. Обсуждалась ли на конференции программа действий по стабилизации цен в среднесрочном и долгосрочном периоде?

Непосредственно эти меры не обсуждались. Тема была все-таки о взаимодействии сбытов и сетей, но в каждом выступлении вопрос, почему у нас не работают естественные ограничители роста цен, так или иначе, затрагивался. Порадовало, что в своих выступлениях многие представители сбытовых компаний, наконец, всерьез заговорили о необходимости конкуренции. А ведь еще полгода-год назад, большинство крупных сбытов воспринимало конкуренцию как некий внешний атрибут, не имеющий реального значения в повседневной деятельности. Мало того, в приватных беседах нам прямо говорили «ну зачем вам это надо, не надо ничего разрушать, есть у ГП хороший денежный поток от крепостных потребителей – и все в порядке, живите и пользуйтесь». Мы же указывали, что такая политика неизбежно приведет к тому, что потребители нас, в конце концов, «вынесут» вместе с нашим кривым рынком. Нам не верили, но это стало реальностью. По существу, мы имеем сегодня «бунт потребителей», приведший к очень тяжелым для нас всех решениям правительства.

Сегодня, на мой взгляд, очень важно проанализировать причины роста цен, и на эту тему с начала года уже сказано немало. В том числе и на нашей ежегодной конференции в финской Саарисельке, состоявшейся за день до мартовского Госсовета по электроэнергетике. Выводы Госсовета и наших экспертов практически совпали. Если коротко – это отсутствие реальной конкуренции на построенном рынке электроэнергии во всех его сегментах. Значит, для того, чтобы сдерживать рост цен нужно конкуренцию развивать. А поэтому перестраивать в срочном порядке модель рынка и на опте, и на рознице. В этой связи мне понравилось выступление Евгения Валентиновича Яркина, многолетнего заместителя руководителя ФСТ, а сегодня президента Ассоциации «МАРЭК». Основные тезисы этой презентации я уже слышал в декабре прошлого года, но сегодня, когда значительный рост цен и несостоятельность действующей модели рынка из предположений стали реальностью, его мысли о том, что с самого начала мы пошли не туда, были особенно актуальны. Мы выбрали так называемую английскую модель с ТГК и ОГК в генерации, но при существующих сетевых ограничениях и с нашей тенденцией последних лет все огосударствлять вместо одной монополии построили несколько в генерации и великое множество в рознице. Без реальной конкуренции на опте и в рознице, без кардинального упрощения модели рынка в целом, нам не обойтись, и вот это, на мой взгляд, и должно стать основой среднесрочных и долгосрочных мер по стабилизации положения. Иначе и через год, и через два мы наступим на те же грабли, только это будет еще больнее – и никакое замораживание цен сверху не спасет ни энергетику, ни экономику страны в целом.

ЧИТАТЬ:
В Тамбовэнерго ремонтная программа за первый квартал 2014 года выполнена полностью

Существует ли, по Вашему мнению, консенсус среди участников рынка, в частности, сбытов и сетей, относительно дальнейших действий в сложившейся обстановке?

Да, в этом смысле мы существенно продвинулись по сравнению с 2009 годом, когда эмоции захлестывали наши отношения с сетями и обе стороны готовились к войне. Причем, со стороны сетей – и их представитель г-н Васильев признал это в ходе конференции – война подразумевала уничтожение сбытов как отдельных независимых структур. Но Холдинг МРСК встретил организованное сопротивление сбытов, объединенных НП ГП и ЭСК, а в 2010 году так и не начавшуюся широкомасштабную войну проиграл, что и признал на конференции. Наступило общее понимание, что мы сидим в одной лодке или на одном корабле, и нам нужно вместе найти правильный курс в бушующем море несформированного, сильно искаженного с точки зрения сигналов обратной связи, рынка. На конференции состоялся конструктивный разговор – и сети, и сбыты представили свои стратегии развития бизнеса. Но в свете фактической главной темы конференции – окончательного перехода на ручное управление в электроэнергетике и замораживания разрешения проблем отрасли через ценовые индикаторы – все подготовленные стратегии выглядели уже устаревшими в момент их презентации публике.

Сегодня и сети, и мы должны пересмотреть свои стратегии с учетом принятых решений и, самое главное, разработать другой сценарий развития на ближайшие годы, основываясь на опыте неудачной попытки взваливания всех проблем и изъянов действующей модели рынка на группу потребителей под названием «малый и средний бизнес». Не прошло сегодня – не пройдет и завтра. А ведь мы, сети и сбыт, в отличие от тех же генераторов, находясь «в поле», на «земле», это знали и чувствовали. Тем не менее, мы не сумели донести свое знание до рынка, и в первую голову, до генераторов и федеральных властей. Не смогли или не захотели, думали – пусть там, наверху разбираются, а мы тут пока будем работать, деньги зарабатывать, транслируя всевозрастающую финансовую нагрузку на экономику страны. Авось пронесет, и экономика выдержит наши общие аппетиты при отсутствии какой-либо конкуренции и альтернативы. Но не пронесло. Перешли, по сути, в аварийный режим, план В. Работать в реальной экономике, понимать тенденции ее развития, помогать ей планировать свое энергопотребление, облегчать жизнь предпринимателям при взаимодействии с нами – вот в этом и заключается, на мой взгляд, общая ответственность сетей и сбыта за энергоснабжение потребителей. Пока этот тест на ответственность мы выдерживаем с трудом. Если не справимся – будет план С, в котором места нам с сетями как отдельным структурам точно не будет.


Просмотров 1 всего , 1 сегодня

Автор публикации

не в сети давно

Комментарии: 0Публикации: 60Регистрация: 30-11--0001

Заказ услуги

    Получить бесплатный период