
Энергетик «Владимирэнерго» награжден орденом Мужества за участие в СВО

Новые мошеннические схемы в энергетике: что нужно знать
Угольную промышленность ожидает повышение налогов на фоне падения спроса

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для угольной отрасли в России планируется привязать к мировым ценам, что вызывает обеспокоенность у угольных компаний. Аналитики предупреждают, что новые изменения могут осложнить исполнение контрактов с согласованными ценами, что может привести к подорожанию угля на внутреннем рынке.
Согласно данным “Коммерсанта”, Министерство энергетики России рекомендовало угольным компаниям оценить изменение налоговой нагрузки на отрасль. Вопрос обсуждался на совещании в министерстве 5 июня. Представители Минэнерго и угольных компаний комментариев не предоставили.
В начале июня правительство внесло в Госдуму поправки к Налоговому кодексу, предусматривающие повышение налогов. Для энергетического угля предлагается использовать коэффициент КЭНРГ, увеличивающий ставку НДПИ. Этот коэффициент учитывает среднюю мировую цену на уголь по индексу FOB Восточный NAR 5500 и средний курс доллара к рублю. Пороговая стоимость угля составляет $100 за тонну.
Поправки также предполагают дополнительную надбавку к ставке в размере 10% от превышения цены на уголь в портах Дальнего Востока над пороговым значением. Эти новшества происходят на фоне текущего снижения экспортных поставок угля из России на 20% (подробнее в Энергострана.ру). Крупнейшие импортеры российского угля, включая Китай, Индию и Турцию, резко сократили его закупки в начале 2024 года из-за высокой стоимости логистики и низких экспортных цен. Экспорт в Индию за первые три месяца упал более чем вдвое до 4,7 млн тонн, в Турцию – почти вдвое до 4,1 млн тонн, а в Китай снизился на 16% до 12,9 млн тонн. Южная Корея, Япония и Тайвань также существенно сократили импорт российского угля.
Рыночная конъюнктура также не способствует наращиванию экспорта. В начале апреля экспортные цены на российский энергетический уголь упали до минимумов с 2021 года. Цена топлива калорийностью 6000 ккал на 1 кг на базисе FOB Дальний Восток составляла $95 за тонну, в Тамани – $72 за тонну, а в портах Балтийского моря – $61 за тонну.
В интервью “Ведомостям” заместитель министра энергетики РФ Сергей Мочальников заявил, что транспорт стал лимитирующим фактором для всех направлений. Он отметил, что к 2030 году мощности железной дороги на Северо-Западе увеличат объемы до 220 млн тонн в год, а Азово-Черноморское направление – до 152 млн тонн. Однако он констатировал, что развитие идет. Также С. Мочальников показал, что Минэнерго России осознает текущие сложности в отрасли, связанные не только с транспортом, и предпринимает необходимые меры для их преодоления.
Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов считает, что развитие железнодорожной инфраструктуры не решит долгосрочных проблем угольной отрасли. По его мнению, спрос на российский энергетический уголь будет ограничен из-за сужения географии строительства новых угольных ТЭС и увеличения инвестиций в угледобычу в Китае.
На этой неделе также стало известно, РЖД настаивает на договорах ship-or-pay для расширения портовой инфраструктуры портов Азово-Черноморского бассейна до 200 млн тонн и предлагает увеличить грузопотоки угля в порт Тамань, повысив прозрачность ценообразования и установив конкурентоспособные тарифы. Однако это связано с серьезными обязательствами для компаний угольной отрасли.
Таким образом, угольную отрасль в России ожидают сложные времена из-за повышения налогов, сокращения рынков сбыта и недостаточного развития транспортной инфраструктуры.
Просмотров 20 всего , 1 сегодня