rcl-uploader:post_thumbnail
Современная экономика характеризуется радикальным повышением энергоемкости технологии, увеличением потребности в тепловой и электрической энергии, повышенным вниманием к экологичности и энергоэффективности производственных мощностей со стороны всех участников рынка: регулятора, промышленников и гражданского общества.
Об энергоэффективности речь идет на самом высоком уровне. К примеру, в 2009 году в России вступил в силу Федеральный закон “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, который обязал все промышленные объекты реализовывать активную политику в области повышения энергоэффективности производства. В мае 2019 года утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В Доктрине актуализированы вызовы, угрозы и риски энергетической безопасности, определены цель, направления и задачи государственной деятельности по ее обеспечению. Одним из опорных критериев энергетической устойчивости и энергетической безопасности государства, согласно документу, является именно энергоэффективность.
«Энергоэффективность современного промышленного предприятия играет важнейшую роль в эпоху глобальных технологических трансформаций. Российский промышленный комплекс сегодня находится в состоянии острой энергетической недостаточности: морально устаревшее производственное оборудование, высокие тарифы на электрическую и тепловую энергию, недостаток доступных в промышленных масштабах современных энергоносителей создают ситуацию дефицита энергоресурсов на многих предприятиях. Это лишает их возможности к дальнейшему технологическому росту, расширению линейки производимой продукции, диверсификации деятельности. И если вопрос с переоснащением производственных, в силу дороговизны, большинство промышленников решить не готовы, то повысить энергоэффективность производства возможность есть. Переход на автономную генерацию. Доля объектов распределенной энергетики в России постепенно растет: на данный момент она достигает, по разным подсчетам, 5-10% от общего объема, но это далеко не предел. Катализатором роста количества автономных объектов энергетики выступит интенсивная газификация российских регионов, которая позволит получить доступ в к природному газу тем предприятиям, которые либо забирают тепловую и электрическую энергию из сетей, либо имеют собственный объект генерации, работающий на низкоэффективном и неэкологичном топливе – мазуте, угле или дизельном топливе», – отметил генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе Даниил Яблоков.
Дальневосточный экономический форум стал площадкой для обсуждения, в том числе, и вопросов энергетической безопасности. Заместитель министра энергетики, руководитель процесса цифровизации отрасли Павел Сорокин отметил тот факт, что недра для нашей страны играют важную роль, они как создают инвестиции, так и заказ со стороны промышленности, а в конечном счёте образуется рента, которая делится между компаниями и государством. По мере того, как спрос на традиционные ресурсы на рынке будет снижаться, потолка по спросу на нефть и газ мы можем достигнуть уже в течение ближайших 15-20 лет, будет наращиваться и конкуренция между странами-производителями. В итоге, образуются три основных вызова — это риски потери конкурентопособности, ресурсной ренты и доходов.
«Конкурентоспособность отечественной промышленности все больше зависит от энергоэффективности, поскольку энергоемкость современных технологий увеличивается быстрыми темпами. И если внутренний рынок в меньшей степени подвержен радикальному ускорению технологического развития и повышению требований к продукции, то компании, заточенные на экспорт вынуждены оптимизировать энергокомплексы с целью снижения себестоимости продукции и увеличения ценового коридора, в рамках которого можно выстраивать ценовую экспортную политику. С учетом введения дополнительного трансграничного сбора – наднационального углеводородного налога – вопрос перевода котельной на природный газ или создания собственного объекта генерации, использующего трубопроводный или сжиженный газ в качестве топлива переходит для промышленников в разряд первостепенных и наиболее важных. «Энергия Плюс» реализует комплексные проекты по переводу котельных на газ, проектированию и строительству газовых промышленных котельных и энергоцентров с применением технологий когенерации и тригенераци», – добавил эксперт.
В Правительстве отмечают, что энергоэффективность при такой риторике выходит на первый план. Вопрос конкурентности промышленности раскрывается с точки зрения рационального использования имеющихся ресурсов, в том числе – энергетических.