powerenergy
Безопасность Саяно-Шушенского гидроэнергокомплекса подтверждена экспертной комиссией
22.11.2010
Годовой отчет ОАО «МРСК Центра и Приволжья» вновь завоевал награды
22.11.2010

Юрий Липатов: «во избежание резкого роста тарифов целесообразно на 2011 год принять решение об установлении предельных параметров роста тарифов ЖКХ на федеральном уровне»

powerenergy

22 ноября 2010г Председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов провел «Круглый» стол на тему: «Перспективы формирования долгосрочных тарифов (цен) на тепловую и электрическую энергию (мощность) для конечного потребителя»

Тезисы выступления Ю.А. Липатова:

«После реализации основных положений реформы электроэнергетики в отрасли совершен переход к рыночным отношениям, в частности в части перехода от тарифного регулирования к установлению рыночных цены на электроэнергию на оптовом и розничном рынках электроэнергии и мощности. Вместе с тем в конечной цене электроэнергии регулируемыми останутся: стоимость услуг гарантирующего поставщика (сбытовая надбавка); стоимость услуг сетевых организаций; тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности); цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности.

Также регулированию будет подлежать плата за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Новым механизмом регулирования является установление долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (RAB-регулирование), определенное Федеральным законом № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности о и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Принципиальная новизна метода в том, что он устанавливает возможность для регулируемой компании получения прибыли, адекватной инвестированному в компанию капиталу.

Главным параметром метода RAB, определяющим доход компании и регулируемый тариф, является необходимая валовая выручка (НВВ), рассчитываемая как сумма производственных расходов компании, дохода на инвестированный капитал и возврата инвестированного капитала. Инвестированный капитал при этом подразделяется на «старый» и «новый». «Старый» — инвестированный капитал до перехода на систему регулирования по методу RAB, «новый» — после.

Таким образом, ежегодный доход сетевой компании, помимо компенсации производственных расходов, формируют две составляющие: фиксированный ежегодный возврат капитала и ежегодно снижающийся доход на уменьшающийся реинвестированный капитал. Ставка доходности при этом устанавливается нормативно.

С 1 января 2009 года в «пилотном» режиме методику RAB начали применять первые 8 компаний, в 2010 году на эту методику перешла ФСК, с 2011 г. по этому методу будут рассчитываться тарифы большинства распределительных сетевых компаний. Этот переход определяет существенный рост сетевых тарифов в первый год действия метода. Кроме этого в связи с запуском на оптовом рынке энергии и мощности (ОРЭМ) долгосрочного рынка мощности (ДРМ) планируется рост цен на мощность на оптовом рынке примерно на 6%. И, наконец переход на розничном рынке элетроэнергии к свободной торговле (сектор свободной торговли) возможен рост свободных цен до 24%.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что цена на электрическую энергию для промышленных предприятий будет расти гораздо быстрее, чем прогнозируемый индекс инфляции. Это внесет весомый вклад в общий рост цен в 2011 году.

Перечисленные выше параметры роста цен и тарифов в 2011 году во многом обусловлены изначальным предположением, лежащим в основе разработки законодательных и нормативных актов по реформе электроэнергетики, о том, что государственное регулирование отрасли должно быть направлено на стимулирование роста производства электроэнергии и мощности.

Согласно прогнозу экономического развития Российской Федерации на 2011 г. и 2012-2013 гг., подготовленному Минэкономразвития стоимость электроэнергии в России для промышленных потребителей возрастет с 5,2 евро в 2010 г. до 7,6 евро в 2013 г. за 100 кВт час. В результате российские цены на электроэнергию существенно приблизятся к стоимости электроэнергии в Германии и странах Евросоюза (отставание сократится с 1,7-1,8 раз в 2010 г. до 1,2-1,3 раза в 2013 г., при том, что разрыв между ценами на потребляемый газ остается существенно выше -в 2013 г. он составит 3,2 раза) и превысят стоимость электроэнергии в США уже в 2010 году (где стоимость газа в 2 раза выше). Такая ситуация, по оценке этого документа, существенно сократит конкурентные преимущества Российских производителей. Таким образом рост тарифов, направленный на рост производства электрической энергии и мощности, влечет сокращение производства, и, как следствие, сокращение спроса на электроэнергию и мощность.

Другим фактором, который делает модель линейного роста неприемлемой для прогнозирования развития энергетики, является степень интеграции экономики Российской Федерации в мировой экономический рынок. В случае кризисных явлений в мировой экономике Российская Федерация не сможет, как ранее Советский Союз, сохранить независимые тенденции развития, ее экономика будет испытывать в той или иной мере спад. Это наглядно продемонстрировал мировой кризис 2008-2009 гг.

Наконец необходимо констатировать, что основным содержанием Федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении…" является энергосбережение и повышение энергетической эффективности, то есть не увеличение или сокращение потребления и производства электроэнергии и других энергоресурсов.

Таким образом нормативная и законодательная база государственного регулирования в электроэнергетике и ТЭК в целом должна предполагать механизмы корректировки и установления тарифов и цен при сокращении производства и потребления электроэнергии и отсутствии необходимости дальнейших инвестиций (что, в частности, не предусматривает метод RAB).

Принятый в июле 2010 года Федеральный закон № 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусматривает введение долгосрочных тарифов на тепловую энергию и мощность, аналогичных применяемым в электроэнергетике.

Первоначальный существенный рост тарифов, присущий методу RAB, в оплате услуг по передаче электрической энергии не привел к существенному росту конечной цены для потребителей из-за ограниченности величины сетевой составляющей в конечной цене. Так рост тарифа ФСТ около 50% в 2010 году привел к росту конечной цены для потребителя в 2-3%.

В области теплоснабжения рост тарифов при переходе к долговременным тарифам окажется существенно более болезненным

Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию (производство, передача и распределение) в 2011 году по тому же прогнозу Минэкономразвития в среднем по России составит 12-14%, в 2012 году 10-12%, в 2013 году 10-11 процентов (без перехода к RAB-методу). В этом случае, по прогнозу Минэкономразвития, и без учета возможного перехода на RAB регулирование, доля оплаты услуг ЖКХ в общих расходах населения с 8% в 2009 году возрастет до 9.5% в 2012 году.

Таким образом, при введении долгосрочных тарифов в теплоснабжении должна быть разработана, с учетом ошибок и опыта нормативной базы долгосрочного тарифного регулирования в электроэнергетике, существенно более совершенная нормативная база».

СПРАВКА: В работе «круглого» стола приняли участие: депутаты Государственной Думы ФС РФ, члены Совета Федерации ФС РФ, члены Общественной палаты, Минэкономразвития, Минэнерго, Минрегионразвитияи, ФСТ, ФАС, НП «Совет рынка», Представители Региональных энергетических комиссий, представители исполнительной власти субъектов РФ , генерирующих компаний, гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, бизнеса и общественных организаций и объединений

Loading

0

Автор публикации

не в сети 4 дня

Энергострана.ру

0
Корреспондент портала
Комментарии: 0Публикации: 4648Регистрация: 11-05-2019