СПГ задали вектор развития: в Правительстве утвердили долгосрочную программу развития отрасли
23.03.2021
АО «Мособлэнерго» провело встречу с руководством городского округа Домодедово
29.03.2021

Вышел рейтинг Мирового энергетического совета: Россия поднялась на 13 ступеней

Здоровая политика регулятора в области энергетической политики, адекватный ответ на турбулентность пандемийной эпохи и оперативная реакция на изменяющиеся требования к экологической составляющей процесса генерации и транспортировки энергоносителей позволили Российской Федерации укрепить свои позиции в ежегодном международном энергетическом рейтинге Мирового энергетического совета (МЭС). Россия поднялась на 13 позиций по сравнению с предыдущим годом и заняла 29 место из 125 государств.

По сравнению с первым индексом, опубликованным в 2018 году, Россия поднялась на 30 позиций.

Учитывались 32 показателя эффективности национальной энергетической политики, сгруппированные по трем направлениям: энергетическая безопасность, справедливый доступ к энергии (физическая и финансовая доступность), экологическая устойчивость.

«Рассматривая каждое отдельное направление, можно с уверенностью говорить о том, что регуляторная политика в области ТЭК, в последние годы, становится все более прогрессивной, гибкой и целостной. Об этом можно судить и по четкой установке на увеличение энергоэффективности, и по значительному увеличению проектов по снижению углеродного следа процесса добычи и переработки углеводородов, и по активному поиску сбалансированной тарифной политики, отражающей интересы всех заинтересованных сторон. Очевидно, Россия, традиционно являясь активным игроком мирового энергетического рынка, при должном подходе к реформации энергетического баланса, постепенно укрепляет свои позиции в международном энергетическом рейтинге», – прокомментировал успех отечественного ТЭК Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс».

В разрезе глобальной энергетической повестки дня, на сегодняшний день, существует три ключевых тренда, адекватная реакция на которые определяет эффективность государственной политики в области ТЭК и готовность частного сектора к функционированию на трансформирующемся энергетическом рынке.

Первый и, наверное, самый устойчивый тренд – тотальная декарбонизация экономики, берущая свое начало в топливно-энергетическом комплексе. Традиционно, именно в ТЭК происходит до 60% всех выбросов СО2, что указывает на ключевую роль этой отрасли в процессе «озеленения» экономики. Рейтинг учитывал, касательно данного пункта, интенсивность нормотворческой деятельности, количество совместных государственно-частных проектов в области контроля, учета и снижения карбонового следа, готовности корпоративного сектора к «декарбонизации», находящей свое отражение в программно-целевых документах крупный компаний-эмитентов СО2.

Второй тренд – это, определенно, повышение энергоэффективности производства. Рост и усложнение основных   производственных технологий требует постоянно возрастающего количества энергии: энергоемкость конечного продукта растет. Несмотря на высокую эффективность существующих генерирующих мощностей, большинство предприятий, в особенности – переоборудованных под производство более технологически- и энергоемкой продукции – сталкиваются с ситуацией «энергетического голода». Именно галопирующие темпы технологической эволюции лежат в основе беспокойства мирового сообщества вопросом увеличения энергоэффективности и балансирования энергетических систем.

«Стоит отметить тот факт, что Россия встала на путь повышения энергоэффективности еще в далеком 2009 году, когда был принят ФЗ №261 “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. В нем находит свое отражение как экономическая, правовая так и технологическая сторона вопроса необходимой энергетической эволюции производственной и коммунальной инфраструктуры. Совершенно логично, в рамках предложенного регулятором целевого вектора, говорить о необходимости замены морально и технологически устаревшего оборудования, проведения широкого комплекса мероприятий по снижению энергоемкости продукции и увеличения общей энергоэффективности», – отметил Даниил Яблоков.

Третьим параметром, определяющим положение государства в ежегодном энергетическом рейтинге МЭС, является справедливый и равный для всех заинтересованных сторон доступ к энергоресурсам, искоренение недобросовестного ценообразования. В случае с Россией, важнейшим аспектом в разрезе данного вопроса является борьба с перекрестным субсидированием, формирующим дополнительные финансовые обязательства для корпоративного сектора в пользу других абонентов. Несмотря на недавнюю инициативу «ГАЗПРОМА» – единого оператора газификации российских регионов – провести подключение домохозяйств к газовым сетям за счет средств корпоративных абонентов, в целом – регулятор нацелен на снижение рисков возникновения барьеров при получении доступа к энергетическим ресурсам, тарифных разногласий, перекрестного субсидирования и проистекающих из него выпадающих доходов промышленного сегмента.

“С учётом проведения 25-го Мирового энергетического конгресса в 2022 году в Санкт-Петербурге нам очень важно, используя подобные инструменты, получить непредвзятую оценку эффективности российской энергической политики… Это, в свою очередь, поможет в открытых диалогах представлять наше видение “справедливого” энергоперехода, основанного на принципах “технологической нейтральности” и недискриминации энергоносителей при условии сохранения целей низкоуглеродного развития для создания устойчивой энергетики и решения глобальной проблематики энергетической бедности”, – подчеркнул глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов.

Постепенное укрепление позиций Российской Федерации в крупнейшем международном энергетическом рейтинге говорит об увеличении эффективности регуляторной политики в области ТЭК, укреплении внутреннего энергетического потенциала, сбалансированности энергетического комплекса и высоких притязаниях российского экспорта энергоносителей и продуктов газонефтехимического комплекса, подкрепленных активной совместной кроссотраслевой работой в направлении декарбонизации технологий при активном участии государственных институтов.

0

Автор публикации

не в сети 6 месяцев

Энергия Плюс

0
Комментарии: 0Публикации: 34Регистрация: 18-11-2020