Бибин Евгений Алексеевич
Бибин Евгений Алексеевич
6 июня 2024, 14:04
российский газопровод
€1 трлн теряет Европа из-за сокращения поставок газа из России
6 июня 2024, 17:20

Достигнет ли Европа амбициозных целей внедрения электромобилей для достижения углеродной нейтральности?

европейские электромобили

Европейский Союз (ЕС) поставил перед собой амбициозную цель достичь углеродной нейтральности к 2050 году в соответствии с Парижским соглашением. Для этого он намерен сократить внутренние выбросы парниковых газов (ПГ) минимум на 55% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года. Важную роль в достижении этих целей играет дорожный транспорт.

На фоне замедления роста продаж электромобилей и увеличения конкуренции со стороны доступных автомобилей азиатских производителей, рассмотрим факторы, влияющие на продажи электромобилей (ЭМ) в ЕС. Проанализируем кратко нормативную базу, текущие и ожидаемые тенденции в продажах электромобилей, а также возможные последствия для европейской электроэнергетической сети. Ведь до сих пор нет работающей технологии беспроводной зарядки электромобилей, а увеличение количества таких «лошадок» требует значительных расходов на зарядную инфраструктуру. Однако есть пример Норвегии, демонстрирующей успешный подход к стимулированию внедрения электромобилей.

зарядка электромобилей в Европе

Анализ инфраструктуры для зарядки электромобилей в Европе (Q1 2024)

Европейская альтернативная топливная обсерватория (EAFO) провела анализ инфраструктуры для зарядки электромобилей в Европе за первый квартал 2024 года. Основные тренды и паттерны:

Кластеры высокой мощности зарядки:

  • Восточная Европа (Болгария, Эстония, Латвия) демонстрирует высокую мощность зарядки на одну точку, что указывает на эффективное распределение ресурсов.
  • Центральная и Восточная Европа (Словакия, Хорватия, Чехия) также инвестируют в высококапацитетную инфраструктуру зарядки.

Сбалансированная инфраструктура в Западной Европе:

  • Нидерланды, Германия, Франция имеют широкую сеть зарядных станций с умеренной мощностью. Инвестиции в быстрые зарядки также активно развиваются.

Растущие кластеры инфраструктуры:

  • Южная Европа (Испания, Италия, Греция) показывает рост числа зарядных точек.
  • Северные страны (Норвегия, Финляндия) также расширяют свою инфраструктуру.

Необходимость ускоренного развития:

  • Ирландия, Мальта, Кипр имеют потенциал, но недостаточно развитую инфраструктуру.

 

Ужесточение стандартов по выбросам CO2 для автомобилей и фургонов

19 апреля 2023 года Европейский парламент и Совет ЕС в рамках Стратегии устойчивой и умной мобильности договорились ужесточить стандарты по выбросам CO2 для новых легковых автомобилей и легких коммерческих транспортных средств. Цель — достичь 100% сокращения средних выбросов к 2035 году для легковых автомобилей и фургонов, с промежуточными целями: -15% в 2025 году и -55% в 2030 году для легковых автомобилей, а также -50% в 2030 году для фургонов по сравнению с 2021 годом. Эти изменения дополняют законодательство, которое установило уровень выбросов в 95 гCO2/км в среднем для нового автопарка на 2020 год.

 

Увеличение продаж электромобилей благодаря целям ЕС по выбросам

В 2023 году автопарк ЕС насчитывал около 290 миллионов транспортных средств. Из них около 18 миллионов (5,5% парка) работают на альтернативных видах топлива, причем половина из них — электромобили или гибриды. Германия имеет крупнейший парк электромобилей — почти 1,5 миллиона автомобилей, за ней следуют Франция (1 миллион), Нидерланды (465 тысяч) и Швеция (330 тысяч).

Рынок автомобилей в ЕС оставался относительно стабильным с 2010 года, с продажами от 10 до 13 миллионов автомобилей в год. В 2020 году продажи снизились на 33% из-за пандемии COVID-19. В 2023 году продажи автомобилей увеличились на 15%, восстанавливаясь после кризиса поставок полупроводников в 2022 году, но оставаясь ниже пика 2019 года.

По данным Международного энергетического агентства (IEA) в 2023 году более 14 миллионов новых электромобилей были зарегистрированы по всему миру, из которых 95% пришлись на Китай, Европу и Соединенные Штаты. В Европе новые регистрации электромобилей составили почти 3,2 миллиона в 2023 году, что на 20% больше, чем в 2022 году.

Доля электромобилей (BEV) увеличилась до 15% от общего числа продаж в 2023 году, в то время как доля подключаемых гибридов достигла пика в 14% в 2021 году и затем снизилась до 8% в 2023 году. Основными моделями, продаваемыми в 2022 году, были Tesla и Volkswagen.

продажи электромобилей в ЕС

Количество продаж автомобилей в ЕС с 2010 по 2023 годы, а также доля электромобилей (BEV) и подключаемых гибридов (PHEV) в общем числе продаж

График наглядно демонстрирует, что после спада продаж в 2020 году общее количество продаж автомобилей постепенно восстанавливается, а доля электромобилей (BEV) продолжает расти, в то время как доля подключаемых гибридов (PHEV) достигла пика в 2021 году и затем снизилась.

 

Электромобили не только более эффективны, но и лучше для окружающей среды.

Илон Маск

 

Прогнозы до 2035 года

По прогнозу Fitch Solutions запланированный запрет на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в Европе и конкуренция за инвестиции в цепочку поставок электромобилей поддержат сильный рост внедрения электромобилей с 2024 по 2032 год. Ожидается, что большая часть спроса на электромобили будет приходить из развитых стран Западной Европы, таких как Германия, Франция, Испания, Италия, Великобритания и Нидерланды.

По прогнозам МЭА ожидается, что электромобили будут составлять около 25% продаж в Европе. При этом в сценарии агентства «Stated Policies», учитывающем существующие политики, общее число электромобилей за исключением двух- и трехколесных достигнет 145 миллионов к 2030 году, что составит 7% от общего автопарка на планете.

Теперь рассмотрим прогнозы на основе 2 из 3 сценариев Энердата [2], разработанных для прогнозирования будущего энергетического развития. Энерблю — более умеренный сценарий, учитывающий выполнение обязательных климатических норм, а ЭнерГрин — более «зеленый» с учетом более строгой климатической политики.

По сценарию ЭнерБлю, количество электромобилей в ЕС27 [1] достигнет 60% от общего числа продаж к 2030 году и 99% к 2035 году, что составит 50 миллионов электромобилей в 2030 году (около пятой части автопарка). К 2035 году на дорогах ЕС27 будет около 110 миллионов электромобилей, что составит 43% от общего автопарка. В сценарии ЭнерГрин доля электромобилей составит 77% в 2030 году и 50% в 2035 году.

электромобили прогнозы

Прогнозы количества и доли электромобилей В ЕС27 (ЭнерБлю и ЭнерГрин)

 

Пример Норвегии

Норвегия — страна, достигшая значительных успехов в принятии электромобилей. В 2017 году норвежский парламент установил национальную цель, чтобы все новые автомобили, продаваемые к 2025 году, были с нулевым уровнем выбросов. Это было ранним шагом по сравнению с другими европейскими странами. С 1990-х годов электромобили в Норвегии пользовались рядом налоговых и регуляторных преимуществ, таких как освобождение от НДС и дорожного налога, что способствовало их экономической конкурентоспособности по сравнению с автомобилями с внутренним сгоранием.

К 2023 году электромобили составляют 20% автопарка страны. В 2022 году Норвегия произвела 146 ТВтч электроэнергии, 88% из которых — гидроэнергия. Внедрение электромобилей помогло сократить потребление нефти на 25 ТВтч за последние десять лет.

 

Основные аспекты внедрения электромобилей в Европейском Союзе

Очень яркие высказывания европейских политиков часто не сходятся с реальным положением дел и остаются всего лишь популистскими заявлениями.
Сектор электрических транспортных средств имеет огромный потенциал для будущей конкурентоспособности Европы и лидерства в зелёной индустрии. Европейские автопроизводители и смежные сектора уже вкладывают средства и внедряют инновации, чтобы полностью раскрыть этот потенциал. Где бы мы ни обнаружили доказательства того, что их усилия сдерживаются рыночными искажениями и нечестной конкуренцией, мы будем действовать решительно. И мы будем делать это в полном соответствии с нашими обязательствами перед ЕС и международными обязательствами — потому что Европа играет по правилам, как внутри своих границ, так и на глобальном уровне. Это антидемпинговое расследование будет тщательным, справедливым и основанным на фактах

Урсула фон дер Ляйен

 

Текущие вызовы и барьеры

Основные препятствия для дальнейшего роста продаж электромобилей включают высокие цены, недостаточную инфраструктуру зарядки, ограниченное количество моделей на рынке и недостаток квалифицированных техников для обслуживания ЭМ. Высокая стоимость электромобилей по-прежнему является значительным барьером, хотя цены на батареи постепенно снижаются. Также стоит отметить проблему «страха дальности» из-за недостатка зарядных станций, особенно в сельских и удаленных районах [3], [4].

 

Роли и ответственности стейкхолдеров

Для достижения целей по углеродной нейтральности, правительства, автопроизводители, энергетические компании и потребители должны работать вместе. Правительства играют ключевую роль, предоставляя субсидии и налоговые льготы, а также инвестируя в инфраструктуру зарядки. Автопроизводители должны продолжать развивать и улучшать технологии, чтобы сделать электромобили более доступными и привлекательными для потребителей. Энергетические компании должны обеспечивать надежное и устойчивое энергоснабжение, а потребители должны быть готовы к переходу на новые технологии [4], [5].

 

Технологические инновации и разработки

Среди технологических инноваций, которые ожидаются в ближайшем будущем, можно выделить улучшение технологий батарей, что позволит сократить время зарядки и увеличить запас хода. Разрабатываются новые материалы и методы, которые могут значительно повысить эффективность и снизить стоимость производства батарей. Также ведутся работы по созданию более быстрых и мощных зарядных станций, что позволит сократить время зарядки до нескольких минут.

 

Экономические аспекты

Внедрение электромобилей может быть экономически выгодным как для потребителей, так и для государства. Потребители могут сэкономить на топливе и обслуживании, а государства — на затратах, связанных с загрязнением окружающей среды и изменением климата. Однако, начальные затраты на покупку электромобиля все еще остаются высокими, поэтому субсидии и налоговые льготы играют важную роль в стимулировании спроса[6].

 

Сравнительный анализ с другими регионами

ЕС активно продвигает внедрение электромобилей, но также стоит отметить успехи Китая и США в этой области. Китай лидирует по количеству продаваемых электромобилей и имеет развитую инфраструктуру зарядки. США также демонстрируют значительный рост продаж, несмотря на некоторые вызовы. Европейский рынок находится в постоянном росте, с увеличением продаж и расширением инфраструктуры зарядки.

 

Конкретные действия и инициативы

В Европе реализуется множество программ и инициатив для поддержки электромобилей. Например, страны ЕС вводят строгие стандарты по выбросам CO2 и предлагают финансовые стимулы для покупателей электромобилей. В рамках инициативы «Green Deal» ЕС планирует значительно увеличить количество зарядных станций и поддерживать исследования и разработки в области электромобилей.

 

15 выводов о развитии рынка электромобилей в Европейском союзе:

  • Цели ЕС по углеродной нейтральности. ЕС стремится достичь углеродной нейтральности к 2050 году и сократить выбросы парниковых газов на 55% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года. Дорожный транспорт играет ключевую роль в достижении этих целей.

  • Факторы, влияющие на продажи электромобилей (ЭМ). Рост конкуренции со стороны азиатских производителей, нормативные изменения, и необходимость развития инфраструктуры для зарядки электромобилей.

  • Инфраструктура зарядки. В Европе развивается инфраструктура зарядки электромобилей, с высокомощными кластерами в Восточной и Центральной Европе, а также сбалансированными сетями в Западной Европе. Южная и Северная Европа расширяют свою инфраструктуру, но в Ирландии, Мальте и на Кипре она еще недостаточно развита.

  • Ужесточение стандартов по выбросам. ЕС ужесточил стандарты по выбросам CO2 для легковых автомобилей и фургонов, чтобы достичь 100% сокращения выбросов к 2035 году.

  • Рост продаж электромобилей. В 2023 году в Европе было зарегистрировано около 3,2 миллиона новых электромобилей, что составляет 15% от общего числа продаж автомобилей. Германия лидирует по количеству электромобилей, за ней следуют Франция, Нидерланды и Швеция.

  • Прогнозы до 2035 года. Ожидается значительный рост внедрения электромобилей в ЕС, особенно в Западной Европе. По прогнозам, к 2030 году доля электромобилей в ЕС составит 25% от общих продаж.

  • Пример Норвегии. Норвегия демонстрирует успешный пример стимулирования внедрения электромобилей через налоговые льготы и регуляторные преимущества.

  • Текущие вызовы. Основные барьеры включают высокие цены на электромобили, недостаточную инфраструктуру зарядки и ограниченное количество моделей на рынке.

  • Роли и ответственности стейкхолдеров. Для достижения углеродной нейтральности необходимо сотрудничество правительств, автопроизводителей, энергетических компаний и потребителей.

  • Технологические инновации. Ожидается улучшение технологий батарей и развитие более быстрых зарядных станций.

  • Экономические аспекты. Внедрение электромобилей может быть экономически выгодным для потребителей и государства, но начальные затраты на покупку остаются высокими.

  • Сравнительный анализ с другими регионами: Китай и США также активно развивают рынок электромобилей, с Китаем на лидирующих позициях по количеству продаж и развитой инфраструктуре.

  • Конкретные действия и инициативы в Европе: Страны ЕС вводят строгие стандарты по выбросам CO2, предлагают финансовые стимулы и развивают инфраструктуру зарядки в рамках инициативы «Green Deal».

  • Антидемпинговое расследование ЕС. Руководство ЕС заявляет о намерении бороться с рыночными искажениями и нечестной конкуренцией, проводя тщательные и справедливые антидемпинговые расследования, что свидетельствует о желании соответствовать стремлению жителей ЕС (электората) защищать свои рынки и поддерживать собственных производителей электромобилей.

  • Инвестиции и инновации в секторе электромобилей. Европейские автопроизводители и смежные сектора активно вкладывают средства в исследования и разработки для улучшения технологий электромобилей, что отражает стремление к лидерству в зеленой индустрии и повышению конкурентоспособности на мировом рынке.



Справка:
1. EU27 означает все государства — члены Европейского союза. Это термин используется с 2007 года до присоединения Хорватии в 2013 году и во время переговоров о Brexit с 2017 года до выхода Великобритании из ЕС 31 января 2020 года. В данном контексте EU27 обозначает все страны — члены, за исключением Великобритании.

2. ЭнерБлю. Сценарий основан на успешном выполнении Национально определенных вкладов (NDC) и других национальных обязательств. Прогнозирует, что доля электромобилей на рынке ЕС27 составит 60% от общих продаж в 2030 году и 99% в 2035 году, при полном отказе от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Предполагает наличие около 110 миллионов электромобилей на дорогах ЕС27 к 2035 году.
ЭнерГрин. Сценарий исследует последствия более строгой климатической политики, направленной на ограничение глобального повышения температуры до менее чем 2°C. Прогнозирует, что доля электромобилей на рынке ЕС27 составит 77% в 2030 году и около 122 миллионов электромобилей будут на дорогах ЕС27 к 2035 году.

3. EV Charging Summit Blog. «10 Biggest Challenges Facing the EV Industry Today». 

4. World Economic Forum. «Electric car sales soar in Europe, but market barriers remain».

5. BCG. «Can OEMs Catch the Next Wave of EV Adopters?»

6. IEA. «Global EV Outlook 2024 – Analysis».


Просмотров 16 всего , 1 сегодня

Автор публикации

не в сети 37 минут

Энергострана.ру

Корреспондент портала
Комментарии: 0Публикации: 4678Регистрация: 11-05-2019