
АО «Сетевая компания» внедряет «Цифрового наставника» для новых сотрудников

Ректору – благодарность, а лучшим студентам – подарки!
Сценарии в «Мировом энергетическом прогнозе 2025»

Мировой энергетический прогноз уже давно признан золотым стандартом долгосрочного энергетического моделирования, и издание этого года будет опубликовано 12 ноября.
Поскольку он был опубликован в виде годового отчета в 1998 году, подход Мировой энергетический прогноз никогда не заключалась в том, чтобы предложить единое видение будущего, а скорее в том, чтобы смотреть на мир через разные призмы или сценарии. Все сценарии имеют одну и ту же отправную точку, основанную на последних данных о спросе и предложении энергии, рынках, технологических затратах и политике, а также на одних и тех же предположениях относительно будущего населения и экономического роста. Однако, в зависимости от сценария, разные предположения относительно политики, конечных целей или способности преодолевать технологические барьеры могут означать совершенно разные варианты будущего энергетики. Этот подход позволяет сравнивать эффекты и последствия различных вариантов выбора энергии на общем фоне.
Ежегодно мы тщательно анализируем сценарии, включенные в ПРМЭ чтобы они оставались максимально полезными и актуальными для политиков и других заинтересованных сторон. Этот год ничем не отличается, и ПРМЭ-2025 увидит некоторые изменения по сравнению с прошлыми несколькими годами в рассматриваемом им энергетическом будущем.
Множество сценариев позволяют нам исследовать различные аспекты энергетической безопасности, доступности и устойчивости.
Ни один из сценариев в ПРМЭ являются прогнозом. Структура, включающая несколько сценариев, позволяет нам изучить последствия различных политических решений для ключевых политических приоритетов энергетической безопасности, доступности и устойчивости.
ПРМЭ-2025 будет включать два исследовательских сценария: сценарий текущей политики (CPS) и сценарий заявленной политики (STEPS). Ни один из этих сценариев не нацелен на какой-либо конкретный результат. Они не предполагают, что амбициозные цели – например, цели Парижского соглашения – будут достигнуты. СПС был постоянным элементом набора сценариев Международного энергетического агентства до тех пор, пока ПРМЭ-2020когда он был прекращен на фоне потрясений на энергетических рынках и быстрых изменений в политической ситуации во время пандемии Covid-19. Теперь, когда мир прошел через пандемию и глобальный энергетический кризис, есть смысл вернуться к СПС.
ПРМЭ-2025 будет также включать два нормативных сценария, которые намечают пути достижения конкретных результатов: сценарий «Чистые нулевые выбросы к 2050 году» (NZE) и новый сценарий, называемый «Сценарий ускорения чистого приготовления пищи и электроснабжения» (ACCESS). Сценарий ACCESS основан на лучших примерах быстрого исторического прогресса в разработке пути к всеобщему доступу к современным энергетическим услугам для каждой страны.
ПРМЭ в этом году не будет использоваться сценарий объявленных обязательств (APS). АПС был включен в ПРМЭ с 2021 года и моделирует будущее энергетической системы, в котором все национальные цели в области энергетики и климата – такие как определяемый на национальном уровне вклад стран – будут достигнуты в полном объеме и в срок. Намерение ПРМЭ-2025 заключалась в оценке нового раунда NDC, который должен был состояться в этом году и обычно охватывал период 2031–2035 годов. Однако многим странам еще предстоит объявить или обновить свои цели, а обновление APS даст лишь частичную картину последствий для энергетики и выбросов. Это будет отражено в будущем анализе.
В этом комментарии мы предоставим более подробную информацию о ПРМЭ-2025и при этом сосредоточив внимание на различиях между двумя исследовательскими сценариями – CPS и STEPS – как способ обеспечить некоторый контекст для предстоящего ПРМЭ.
Прозрачность основных предположений
Понимание сценария требует прозрачности основополагающих предположений, в частности, темпов экономического роста и роста населения, того, как меняются затраты на технологии, предположений о политике и других ключевых переменных. Допущения, включенные в каждый сценарий, и их различия, как всегда, будут опубликованы на нашем веб-сайте и в ПРМЭ сам по себе, а также подробную информацию о работе модели, которую мы используем для создания прогнозов.
Сценарий текущей политики: закреплен в принятых законах и мерах
В каждой стране существует основной набор законов и правил, которые регулируют ее энергетический сектор. Эти законы обычно охватывают, например, структуру и функционирование энергетического сектора; способы, с помощью которых компании могут исследовать ископаемое топливо и полезные ископаемые, связанные с энергетикой, и добывать их; как устанавливаются цены и тарифы на энергию; и какие налоги и субсидии применяются. Во многих случаях существует специальное законодательство, которое определяет, как возобновляемая энергия попадает в систему – через льготные тарифы, аукционы или инвестиционные стимулы – а также как рассматривается энергоэффективность – через строительные нормы, стандарты бытовой техники или требования промышленной эффективности. Законодательство в других секторах – например, в транспортной и промышленной политике – может определять эволюцию энергетического сектора. Экологическое законодательство имеет серьезные последствия для энергетики, включая контроль загрязнения, углеродные рынки и налоги. CPS рассматривает эволюцию энергетического сектора на основе детального изучения существующего законодательства.
CPS может показаться сценарием «бизнес как обычно», но эта терминология может вводить в заблуждение в энергетической системе, где новые технологии уже внедряются в больших масштабах, подкрепленные устойчивой экономикой и зрелыми, существующими политическими рамками. В этих областях «дело как обычно» будет означать продолжение текущего процесса перемен, а в некоторых случаях и его ускорение. Однако в СПС потенциальные ограничения замедляют внедрение этих новых технологий, будь то из-за недостаточной инфраструктуры, затрат на интеграцию в энергосистему, отсутствия институционального потенциала или финансирования или отсутствия постоянной политической поддержки. Поэтому существует тенденция прогнозировать более медленное внедрение новых технологий, чем наблюдалось в последние годы или чем наблюдается в STEPS.
Сценарий заявленной политики: динамическое прочтение сегодняшних политических установок
В дополнение к уже принятым мерам правительства также сигнализируют о своих намерениях в области энергетической политики, прежде чем зафиксировать их посредством законодательства (на этом этапе они включаются в СПС). Многие правительства выпускают стратегические документы, в которых указывается, какие инициативы они планируют предпринять в течение своего срока полномочий. Для этого может потребоваться новое или измененное законодательство, которое должно пройти через парламент. Они могут включать в себя другие элементы нормотворчества, например, для усиления или ослабления стандартов эффективности для различных продуктов или для введения или отмены схем поддержки различных энергетических технологий. Все эти законодательные, бюджетные и нормативные процессы требуют времени, но намерения ясно видны еще до их официального принятия.
Многие страны – особенно развивающиеся – также определяют цели, связанные с энергетикой, в более широких многолетних планах развития. Они могут быть ориентированы на конкретную энергетику (например, планы развития энергетического сектора, включающие цели для будущей структуры генерации) или опираться на более широкие экономические стратегии или стратегии сокращения бедности.
Все эти дополнительные соображения учитываются при разработке STEPS. Однако мы не предполагаем, что все политические намерения плавно станут реальностью – их перспективы зависят от оценки соответствующих рыночных, инфраструктурных и финансовых ограничений. Мы не предполагаем автоматически, что вклад стран, определенный на национальном уровне, будет достигнут, и мы не делаем этого для достижения более амбициозных целей, таких как цели Парижского соглашения.
Как существующие политики интерпретируются в CPS и STEPS
Политика является важнейшим отличительным фактором между CPS и STEPS, однако иногда она неточна, а также может интерпретироваться по-разному и приводить к разным результатам.
Например, многие существующие политики ограничены по времени или рассчитаны на конкретные годы. В рамках СПС эти политики продолжаются и после даты их окончания, но предполагается, что они не будут усилены. STEPS предполагает, что они продолжатся и будут укрепляться в соответствии с предыдущими целями. Например, стандарты эффективности транспортных средств в Японии направлены на повышение эффективности продаж новых автомобилей примерно до 4 литров на 100 км в 2030 году (по сравнению с 5 литров на 100 км в 2016 году). Это достигается как в STEPS, так и в CPS. После 2030 года CPS предполагает, что эффективность новых автомобилей, продаваемых в Японии, по-прежнему будет составлять около 4 литров на 100 км, тогда как STEPS предполагает, что эффективность продаваемых новых автомобилей будет продолжать улучшаться (достигнув примерно 3 литров на 100 км в 2050 году).
Различия выходят за рамки политики
Политика глубоко формирует результаты, но не определяет их. Они могут быть перевыполнены или недовыполнены, отменены или усилены. Степень их успеха зависит от многих факторов, включая их правовую форму, уровень специфичности, предлагаемые стимулы и способ их реализации.
В сложной энергетической системе существует множество факторов, влияющих на направление движения, включая макроэкономические и финансовые условия, стратегии инвесторов, инновации и технологический прогресс, потребительские предпочтения и более широкие геополитические факторы. Охватить всю эту сложность — непростая задача для любого дальновидного человека. Перспективыно все эти факторы учитываются при разработке и представлении наших сценариев.
В целом, CPS предполагает медленный прогресс в преодолении технологических проблем и барьеров, тогда как STEPS предполагает, что возможна более высокая скорость изменений. Эти дополнительные соображения всегда были характерной чертой CPS и STEPS, опубликованных в предыдущих выпусках ПРМЭ.
Сценарий ACCESS: дорожная карта для всеобщего доступа к энергии
В последние десятилетия в некоторых регионах и странах был достигнут быстрый прогресс в обеспечении доступа к энергии. Тем не менее, миллиарды людей примерно в 100 странах по-прежнему не имеют доступа к базовым современным энергетическим услугам, а число людей, не имеющих доступа к энергии в странах Африки к югу от Сахары, возросло с 2010 года.
Новый сценарий ACCESS, включенный в ПРМЭ-2025 Это дорожная карта для достижения всеобщего доступа к электричеству к 2035 году и чистого приготовления пищи к 2040 году. Она основана на практических ограничениях и решениях, анализирует исторические темпы прогресса, достигнутые в прошлом, а затем отдает приоритет экономически эффективным, проверенным средствам для повторения этих успехов. В нем исследуются все соответствующие виды топлива и технологии, необходимые для достижения всеобщего доступа, а также инфраструктура, политика и финансирование, необходимые для их расширения.
Сценарий «Чистые нулевые выбросы к 2050 году»
В 2021 году президентство COP26 попросило МЭА дать представление о том, что будет означать достижение цели по снижению температуры на 1,5 °C для энергетического сектора. Сценарий NZE, который стал ответом на этот запрос, представляет собой глобальный путь для энергетического сектора к цели ограничения потепления 1,5 °C. В нем описывается путь к сокращению глобальных выбросов углекислого газа (CO2), связанных с энергетикой, до чистого нуля к 2050 году, наряду с достижением целей по всеобщему доступу к энергии и значительному сокращению загрязнения воздуха. Он делает это, признавая при этом, что существуют различные пути достижения этих целей и что у каждой страны будет свой собственный путь.
Сценарий NZE был обновлен в ПРМЭ каждый год, начиная с 2021 года. Из-за задержки в сокращении выбросов каждое последующее обновление учитывает более высокие совокупные выбросы и более высокие пиковые значения потепления. В ПРМЭ-2024 Согласно версии сценария Новой Зеландии, пиковое потепление достигло чуть ниже 1,6 °C примерно в 2040 году, а затем снизилось до уровня ниже 1,5 °C к 2100 году.
Уровень долгосрочного потепления сегодня составляет около 1,4 °C. Основываясь на последних тенденциях внедрения технологий, сектор за сектором – включая более медленное повышение эффективности и электрификацию некоторых конечных пользователей, а также более низкое внедрение систем улавливания, использования и хранения водорода и углерода (CCUS) – траектория выбросов в ближайшем будущем для сценария NZE в ПРМЭ-2025 снова был пересмотрен в сторону повышения. В то же время в сценарии сохраняется цель достижения нулевых выбросов к 2050 году.
Поскольку страны готовятся к рассмотрению следующего раунда определяемых на национальном уровне вкладов в рамках Парижского соглашения, обновленный сценарий NZE дает обзор того, что потребуется для сохранения возможности ограничения повышения глобальной средней температуры до 1,5 °C, принимая во внимание последние данные по энергетике, технологиям, инвестициям и выбросам.
По информации международных энергетичеких организаций
Просмотров 3 всего , 1 сегодня

