Председатель Совета директоров ОАО «Холдинг МРСК» Г.В. Боос провел совещание в ОАО «Янтарьэнерго”
ТГК-2 научила архангельских школьников беречь тепло и электроэнергию
Работа по АЭС Белене проделана немалая и претензии “Атомстройэкспорта” к Болгарии вполне обоснованы: эксперты
ЗАО «Атомстройэкспорт» 10 сентября увеличило на 1 млрд. евро исковые требования к Национальной электрической компании Болгарии (НЭК ЕАД) по проекту сооружения двух энергоблоков АЭС «Белене» по делу, находящемуся на рассмотрении в Международном арбитражном суде при Международной торговой палате в Париже. Увеличение исковых требований обусловлено тем, что на настоящий момент проект досрочно прекращен правительством Болгарии, а НЭК ЕАД продолжает отказываться возмещать ЗАО «Атомстройэкспорт» понесенные затраты и убытки. В этой связи, новые исковые требования российской компании включают в себя стоимость всех работ, выполненных по проекту, стоимость оборудования длительного цикла изготовления, убытки и многое другое.
Как заявил Центру энергетической экспертизы руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, исковые претензии к Болгарии в данной ситуации вполне обоснованные.
«Атомстройэкспорт эту сумму не просто так хочет получить за красивые глаза. Он сначала официально выиграл тендер на строительство АЭС «Белене», подготовил площадку для сооружения станции, включая создание необходимой инфраструктуры, а потом еще и заказал и оплатил оборудование для АЭС, в том числе длительного цикла изготовления. Не говоря уже о том, что болгарам дважды предоставляли отсрочку платежей, предлагали софинансировать проект и даже помогали найти инвесторов», – отмечает эксперт.
По словам Пасечника, за срыв в реализации проекта болгарам не один раз угрожали исками: «Для них этот иск не должен быть неожиданностью. В итоге они не вняли этим угрозам и пошли на разрыв отношений. Им надо еще подумать, что выгоднее – вернуться к диалогу о завершении строительства АЭС или платить этот миллиард евро. Надо дождаться озвучивания позиции судебных инстанций, возможно, тогда Болгарии легче будет решиться на дальнейшие шаги».
«Прецедентов с остановкой таких крупных проектов не припомню, – отмечает эксперт. – Если и разворачивали сделки, то на более ранних стадиях, когда не столько было вложено. Это редчайший случай в мировой практике, и не только в атомной отрасли. И во всем мире компании платят неустойки – это нормальная практика».
В свою очередь, заведующий сектором экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев отмечает, что болгарская сторона не очень хочет понимать и прислушиваться к аргументам российской стороны о том, что атомные станции хоть и строятся по типовым проектам, но все равно требуют оборудования под каждую конкретную станцию с учетом ее особенностей.
«Соответственно, если оборудование было изготовлено, работы выполнены, то надо учитывать инфляцию и тот факт, что это долгосрочный проект. Поскольку все это не было оплачено, то и общая сумма, зарезервированная под эти работы, постоянно росла. Надо понимать, что эти деньги могли бы работать на другой проект, а на деле произошло то, что в капитальном строительстве называется омертвение ресурсов. Это происходит, когда строительство невозможно завершить и потраченное лежит мертвым грузом, а потраченные деньги не возвращаются в виде прибыли. Выходит, что потрачено больше, чем профинансировано в самом начале. Ведь деньги имеют свою стоимость, которая меняется со временем» – сказал Кондратьев.
Он также уточнил, что предположение о том, что Атомстройэкспорт сможет применить это оборудование на других объектах, например, продать китайцам или индусам, носит умозрительный характер: «Надо понимать, что это штучный товар, который изготавливается под конкретную станцию. В данной ситуации логичнее было бы продавать кусок болгарской земли с уже построенным объектом для завершения стройки. Но Болгария, как мы понимаем, на этот шаг навряд ли пойдет. Таких прецедентов в истории еще не было».
«Пусть Болгария сама попробует продать кому-то еще оборудование, которое учитывает геологические и географические особенности одного региона для строительства в другом регионе. Для этого придется все перетестировать, чтобы проверить исправность состояния. Но и вырученная от этих продаж сумма, даже если удастся провести такие сделки, будет сопоставима лишь с организационными расходами на проведение этих сделок. Прибыль от них не покроет реальных издержек и затрат», – уверен эксперт.
Просмотров 1 всего , 1 сегодня