АО «Мособлэнерго» успешно защитило уникальный инновационный продукт на всероссийском конкурсе
23.12.2020
electric power
«Россети ФСК ЕЭС» повысила надежность электроснабжения Березовского угольного разреза в Красноярском
24.12.2020

Регулирование международного газового рынка: перспективы России в трансформационном процессе

Длительный процесс формирования единого мирового газового рынка определяет необходимость институализации регуляторных органов, создание унифицированных законов формирования цены, правил взаимодействия по линии «производитель-распределитель-потребитель», единого центра по контролю за объемами добычи и переработки газового топлива. Международные регуляторные институты газовой отрасли, на сегодняшний день, находятся в зачаточном состоянии. В перспективе, газовый аналог ОПЕК может быть сформирован на базе Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), важнейшую роль в которой играет Российская Федерация.

Именно ФСЭГ наиболее близко по своему дизайну и отраслевому весу к ОПЕК, поскольку форум объединяет владельцев 73% мировых запасов газа, обеспечивающих 42% его мировой добычи. ФСЭГ был создан Ираном еще в 2001 г, но юридический статус получил лишь в 2008 г. при непосредственном участии Российской Федерации.

«Благодаря активному диалогу и деятельной заинтересованности стран-членов ОПЕК в развитии нефтяного рынка, производство нефти крупнейшими экспортерами находится под пристальным контролем. Это позволяет, при условии отсутствия политических кризисов, создавать все условия для гармонизации нефтяного рынка. Именно такого надгосударственного института, регулирующего процессы добычи и экспорта, не хватает сегодня газовой отрасли. Есть все основания полагать, что коронавирусный кризис, затронувший газовый сектор меньше, чем нефтяной и ВИЭ, может послужить отличным «трамплином» для активизации стран-членов ФСЭГ в направлении формирования единого регулятора международного газового рынка», – отметил Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс».

На сегодняшний день Форум является совещательным органом, чьи решения и меморандумы носят рекомендательный характер. Организация обладает крайне малым аппаратным весом, мнение ее членов учитывается исключительно в качестве побочного при принятии решений как крупнейшими экспортерами газа, так и надгосударственными организациями, например – Европейским Союзом.

Иран, будучи страной-основателем Форума, изначально задумывал организацию, аналогичную по своему функционалу ОПЕК, но ряд политических факторов накладывает ограничения на ее деятельность. Основным противником создания весомого регулирующего института на мировом газовом рынке является США, чьи амбиции на Европейском рынке сжиженного природного газа обеспечены, в первую очередь, фактором политического торга. Введение единых стандартов осуществления международных сделок, унифицированных экспортных ставок и ограничений по добыче и переработке природного и попутного газа поставят под вопрос американскую гегемонию на европейском рынке, лишив заокеанских партнеров значительного объема «газовых» денег.

«Политические резоны были и остаются решающим фактором на международном рынке газового топлива. Но, в свете пандемийных событий, газовики нуждаются в эффективном инструменте регулирования объемов добычи и переработки газа. Грамотные консолидированные решения позволят сгладить последствия резкого снижения спроса, правильно перераспределить основные приоритеты развития отрасли и разработать стратегию продвижения газа и его производных на все более конкурентном рынке энергоносителей», – добавил Даниил Яблоков.

Газовая отрасль, вслед за нефтяной, оказалась в ситуации пониженной потребительской активности. Причиной тому стали несколько факторов, и COVID-19 – не является в данном случае основополагающей. Во-первых, две аномально теплые зимы в европейском регионе, который традиционно является одним из наиболее активных с точки зрения импорта газового топлива. Во-вторых, значительный скачок технологии сжижения газа стал причиной значительного роста объемов сырья на рынке, что отрицательно сказалось на экспортной цене и общерыночном «тонусе». В-третьих, европейские страны активно продвигают «зеленую» энергетику в повестку дня, провоцируя промышленные предприятия и частные домохозяйства на переход к возобновляемым источникам энергии: ветро- и солнечной генерации. Пандемия, в свою очередь, лишь стала своего рода катализатором давно существующих процессов.

На фоне кризиса в отношениях между странами-членами ОПЕК, трансфертом власти между командами Трампа и Байдена в США, значительного увеличения потенциала сжиженного природного газа на европейском и азиатском рынках, политических разногласий между Евросоюзом и его американскими партнерами создание на базе ФСЭГ аналога нефтяного ОПЕК выглядит потенциально очень выгодным для стран-экспортеров нефти решением. Учитывая роль России в текущем Форуме, можно с уверенностью утверждать, что именно наша страна может занять одну из ключевых ролей в новом международном институте, регулирующем газовою отрасль. В среднесрочной и долгосрочной перспективе создание такого органа позволит России оказывать прямое влияние на процесс формирования «правил игры» на мировом рынке газового топлива и его производных.

__________________________________________________________________

Автор: Марышев Павел

ООО «Энергия Плюс» – инжиниринговая компания, оказывающая инжиринговые услуги полного цикла. Приоритетными направлениями деятельности фирмы являются проектирование магистральных газопроводов, систем газопотребления, инженерное сопровождение строительства объектов малой энергетики.

энергияплюс.рф

info@energy-plus.biz                 

+7 (495) 790-76-97

0

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Энергия Плюс

0
Комментарии: 0Публикации: 34Регистрация: 18-11-2020