Совет молодежи «Южного Кузбасса» планирует работу в 2019 году
12.03.2019
В Тамбовэнерго поздравили женщин с Международным женским днем
12.03.2019

Наука в курьёзах. Новое издание

Новое издание книги главного редактора журнала "Энергобезопасность и энергосбережение" Светланы Зернес о случайных и нелепых открытиях и изобретениях вышло в издательстве «Галактика».
В иллюстрированной книге для эрудитов любого возраста «Наука в курьёзах. Истории о необычных открытиях» представлена коллекция любопытных, забавных, неправдоподобных, а порой и вовсе шокирующих фактов из мира науки. А мы публикуем для вас главу, посвящённую рождению ГОЭЛРО.

Ученье – свет
 
«Ваше сиятельство, призывая на вас Божью благодать, прошу принять архипастырское извещение: на ваших потомственных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость разрушить крамолу в зачатии… Епархиальный архиерей преосвященный Симеон. Июня 9 дня 1913 года».

Это было начало двадцатого века. Россия встречала электрификацию.

Общество электрического освещения основали ещё в 1886 году. Только вот с освещением в стране было пока туговато: первые электростанции едва начинали появляться, принадлежали они частным владельцам. Россия в этой сфере сильно отставала от западных держав, хотя вроде бы и на месте не стояла. В Москве открылась трамвайная линия, потом городская Дума одобрила план строительства метро. Но в жилых домах по-прежнему царил сумрак.

Как вы думаете, многие ли могли похвастаться тем, что были на «ты» с самим Лениным? Одним из тех немногих был Глеб Максимилианович Кржижановский, большой специалист в электротехнике, которы х тогда можно было тоже пересчитать по пальцам. Когда он отправил Ленину, товарищу юности, свою статью «Задачи электрификации промышленности», немедленно получил хвалебный отзыв и просьбу написать то же самое, только не научным, а доступным для рабочих и крестьян языком. А через некоторое время уже возглавлял специально созданную Государственную комиссию по электрификации России.

План был невероятен по своей амбицизности и размаху. Это походило на подготовку ещё одной революции, только не политического, а научно-технического толка. За разработку сценария засела комиссия из профессоров и инженеров – всего около двухсот человек – среди которых выделялся не совсем по-большевистски выглядящий Павел Флоренский, философ и инженер в одном лице; на заседания он, как и всюду, ходил в рясе.

Перво-наперво следовало придумать грандиозному проекту соответствующее название – естественно, аббревиатуру, по тогдашней моде. Но «Государственн ая комиссия по электрификации России» никак не хотела красиво сокращаться. ГОПЭЛРО, ГРЭК, ЭЛЕРОС, КОПЭРО, ГОСКОПЭЛЬ… Или , может, ГОП?«ГОП не пойдёт, – сказал Кржижановский. – Будем созидать дальше, а то лишат селёдки». Селёдку, сахар и муку полагалось получить в качестве награды.

Когда десятки вариант ов названия после долгого и скучного обсуждения были отвергнуты, у Карла Круг а неожиданно появилась идея аббревиатуры «ПОСКОДО». Что означало это нелепое ПОСКОДО? «Пошли скорее домой»! Почтенная комиссия рассмеялась и, наверное, уже последовала бы этому совету, если бы Генрих Графтио не додумался до «ГОЭЛРО». На том и порешили.

650-страничный том с описанием проекта был готов через десять месяцев и доставлен точно к порогу Всесоюзного Съезда советов 22 декабря 1920 года. Художник Шматько запечатлел, как всё происходило: делегаты собрались в Большом театре и внимали Ильичу. На сцене развернули огромную карту, на которой во время доклада вспыхива ли лампочки – там, где один за другим, как по волшебству, скоро появятся электрифицированные районы. Дефицит электричества в стране на тот момент был таким, что для освещения этой карты пришлось выключить единственную зажжённую в зале люстру.

Собравшиеся долго аплодировали. Один человек в тулупе поднял руку и робко произнёс: «Слово-то уж больно корявое, ГОЭЛРО. Не поймут его крестьяне, Владимир Ильич». «А вы, батенька, делегат? – поинтересовался Ленин. – Вы и объясните, что это слово должны отныне все выучить наизусть!».

Громадный объём работы предполагалось выполнить в очень короткие сроки: за десять лет построить тридцать электростанций. А параллельно – и предприятия, обеспечивающие эти стройки всем необходимым, и предприятия-потребители будущих киловатт. Развитие не только энергетики, но и всей экономики означал этот план ГОЭЛРО.

Запад не верил в эти мечты. «Сверхфантазия», «электрификция», – писал а иностранная пресса о затее русских. Писатель Герберт Уэллс, побывав в гостях, опубликовал книгу «Россия во мгле». Сквозь эту мглу он всё же разглядел грандиозность замысла и поразился ей: «Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной, равнинной, покрытой лесами стране, населённой неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасли торговля и промышленность?». Уэллс решил, что Ленин «впал в утопию».

Но через покрытую лесами страну потянулись линии электропередачи. Спустя десять лет программа была уже перевыполнена: вместо тридцати электростанций выросли сорок, повсюду зазолотились окошки в домах.

Вот так светлые головы в самый тёмный день года осветили целое государство.
 
C . Зернес. Наука в курьёзах. Истории о необычных открытиях. – М.: Галактика, 2019. – 374 с. ISBN 978-5-6041498-8-1 https://www.labirint.ru/books/684403/

0

Автор публикации

0
Комментарии: 0Публикации: 55Регистрация: 30-11--0001