powerenergy
«Брянскэнергосбыт» обучил школьников энергосбережению.
oilgas
«Газпром» и производители труб переходят на контракты с формулой цены

Лизинговое финансирование ФЗ № 261

С 24 по 26 ноября в павильоне «Электрификация» ВВЦ (г. Москва) проходила российская экспозиция международных выставок ENES 2011 и REenergy 2011. Международная конференция, приуроченная к выставке, была посвящена обсуждению вопросов энергоэффективности, энергосбережения и использования альтернативных источников энергии. Фактически в ходе конференции выяснилось, что благие пожелания, изложенные в нормативно-правовых актах, пока очень уязвимы из-за того, что нет четко продуманных схем финансирования мероприятий, предусмотренных федеральным законодательством.
Энергоэффективный закон
Основные доклады конференции были представлены на сессии «Роль и место государства в формировании российского рынка энергоэффективных технологий». Открывая работу сессии, заместитель директора Министерства энергетики РФ Алексей Кулапин напомнил участникам, что топливно-энергетический комплекс России уникален хотя бы потому, что в стране сосредоточено 6% разведанных мировых запасов нефти, 19% угля и 24% природного газа. Ресурсы действительно уникальны. Но именно в этом опасность: обеспеченность невозобновляемыми источниками энергии усыпляет «бдительность» энергетиков, тормозит процессы развития энергоэффективности. Между тем, качество вовлеченных в оборот ресурсов постоянно ухудшается, эффективность геолого-разведочных работ падает, а коммуникации и инфраструктура в целом продолжает изнашиваться.
– Многие государственные механизмы в сфере энергосбережения еще не отрегулированы, – считает Алексей Кулапин. – Тем не менее серьезные шаги уже сделаны. Стратегически важное направление – это внедрение энергоэффективных технологий. Уровень энергоемкости в России в среднем в 2-3 раза выше, чем в целом по миру. И нам надо кардинально менять подход к энергоэффективным мероприятиям.
Перечисляя государственные мероприятия по внедрению энергоэффективности, докладчик в первую очередь назвал принятие ФЗ №261, затем – принятие 40 нормативных актов федерального уровня, регулирующих взаимоотношения в процессе энергосбережения во всех отраслях, и прочие нормативно-правовые действия. По мнению чиновника, именно сейчас началось интенсивное развитие конкурентного рынка приборов учета энергетических ресурсов, энергосберегающего оборудования и материалов.
– Что касается государственной поддержки, то со своей стороны мы обеспечили формирование новых финансовых продуктов: таких как госгарантии, предоставление субсидий в области энергосбережения, – продолжил свой доклад Алексей Кулапин. – Нашим министерством была разработана и утверждена правительством государственная программа РФ энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2020 года.
На первой сессии конференции со своими докладами выступили и другие крупные российские чиновники различных министерств и ведомств. Каждый из них рассказывал о программах повышения энергоэффективности в различных областях – от ЖКХ до авиапромышщленности).
Кто платит за банкет?
Директор Управления финансами ЗАО «УК Холдинга «Теплоком» Максим Арефьев фактически выступил оппонентом официальной позиции в отношении повышения энергоэффективности на российских предприятиях:
 – Федеральный закон № 261 четко прописал, каким образом должны проходить мероприятия по повышению энергоэффективности. Однако в этом законе сделано весьма абстрактное умозаключение, что большинство мероприятий должны быть профинасированы из внебюджетных источников. И в этом – одна из самых больших сложностей для запуска этого механизма. Потому что кредитная политика на российском рынке, в отличие, допустим, от той же западной Европы, жестко регулируется Центральным банком. Это приводит к тому, что банки просто «не видят» хозяйственного сектора. И не потому, что не хотят его видеть, а потому, что их действия жестко регламентируются со стороны ЦБ.
В чем именно проблематичность такой ситуации, Максим Арефьев проиллюстрировал на опыте ЗАО «УК Холдинга «Теплоком», которое является производителем приборов учета тепла с 20-летним стажем работы на российском рынке. По его мнению, ФЗ № 261 фактически утверждает, что программа повышения энергоэффективности должна быть профинансирована за счет кредитного плеча таких компаний, как Теплоком, (именно это в конечном счете подразумевается под формулировкой «внебюджетные средства»).
– По разным оценкам стоимость реализации ФЗ № 261 сегодня составляет от 6 до 10 трлн. рублей. Такие огромные средства могут быть найдены только в финансовой системе страны. Бюджетной или внебюджетной – это уже другой вопрос. Очевидно лишь то, что частные предприятия такой огромный объем средств самостоятельно осилить не в состоянии.
После принятия ФЗ №261, по мнению Максима Арефьева, сложилась парадоксальная ситуация. Есть большое желание государства повысить энергоэффективность промышленного и жилищного сектора. И есть финансовые и кредитные институты, готовые вкладывать средства в этот процесс. Есть производители, готовые участвовать в этом процессе: производить и устанавливать современные приборы учета тепла. Но при всем при этом нет продуманного механизма, который бы позволил объединить все эти звенья.
Клиенты ЗАО «УК Холдинга «Теплоком» – это управляющие компании, ТCЖ, ГУПы. Одним словом, те объекты, повышение энергоэффективности которых интересует в первую очередь. В сегодняшней финансовой реальности России именно эти предприятия никак не встроены в плоскость кредитно-денежных отношений. Проектное финансирование работает только в очень крупных проектах, когда стоимость его реализации исчисляется миллионами долларов. И когда предприятие может себе позволить не меньше года дожидаться, пока кредитная организация согласует финансирование проекта. Не сложно догадаться, что в случае с жилым фондом и муниципальными предприятиями таких условий нет.
– Такая экзотическая вещь как факторинг в России работает очень тяжело. А есть случаи, когда не работает вовсе. Потому что существует система отбора дебиторской задолженности. Однако нам удалось реализовать лизинговую схему. Основана она на том, что за непосредственным получателем денег и денежной кредитной системы стоит, как правило, конкретный коммерческий банк, как правило, аффилированный с кредитным учреждением, готовым снять «бумажные» ограничения, наложенные Центральным банком. Другими словами, получателем кредита выступает лизинговая компания, которая сама может предоставлять кредит. По такой схеме мы уже реализовали проекты на сумму около 1 млрд рублей. В работе находятся проекты на такой же финансовый объем. После возникновения такой схемы банки стали активнее реагировать на наши потребности. Потому что есть реализованные проекты, мы можем их показать. Всегда проще идти по пути, уже кем-то пройденному.
Максим Арефьев напомнил участникам конференции, что удобные схемы финансирования энергоэффективных проектов в ГУПах и МУПах предлагает ЕБРР. Вообще, для инвесторов рынок энергетики сегодня крайне интересен. Но то количество рисков, которые еще присутствуют, не дают возможности выйти на максимальные мощности инвестирования. И, прежде всего, эти риски касаются схем финансирования проектов повышения энергоэффективности.


Просмотров 1 всего , 1 сегодня

Автор публикации

не в сети давно

Комментарии: 0Публикации: 36Регистрация: 30-11--0001

Заказ услуги

    Получить бесплатный период