Сжиженный природный газ завоевывает рынки: «бум» спроса на СПГ накрыл мировую экономику
Сжиженный природный газ завоевывает рынки: «бум» спроса на СПГ накрыл мировую экономику
Сжиженный природный газ завоевывает рынки: «бум» спроса на СПГ накрыл мировую экономику
Индустрия сжиженного природного газа (СПГ) в последние годы, на фоне повышения глобальных энергетических рынков, динамично растет. Спрос на сжиженное топливо значительно растет, предложение не успевает покрыть растущие аппетиты потребителей. Наиболее ярко данная тенденция просматривается в европейском регионе. Согласно цифрам исследования, проведенного международной аналитической компанией Icis, поставки СПГ в ЕС за прошедший год стали рекордными по совокупному объему.
Авторитетная НКО, имеющая высокий кредит доверия в энергетическом комьюнити — IGU — подготовила отчет, который был опубликован в июле 2022 года. Согласно материалам, представленным в документе, в 2021 году мировая торговля СПГ достигла 372,3 млн тонн, увеличившись за год на 16,2 млн. Заметные страны-лидеры на рынке СПГ: Австралия — 21%, Катар — 21%, США — 18%, Россия — 8%, Малайзия — 7%, Нигерия — 4%, Индонезия — 4%, Алжир — 3% и Оман — 3%. У всех прочих стран доля не более 2%. Лидер списка — Австралия — экспортировала в 2021 году 78,5 млн тонн. Катар – 77 млн тонн, США – 67 млн тонн, Россия — 29,7 млн тонн. Основные импортеры СПГ — это страны Азии: Китай — 21,3%, Япония — 20%, Южная Корея — 12,6%, Индия — 6,5% и Тайвань — 5,2%. Отметим, Китай в 2021 году импортировал 79,3 млн тонн СПГ. Япония – 74,3 млн тонн. Страны ЕС вместе приобрели 75,1 млн тонн.
Что касается производства, то в России, в 2021 году было произведено 30,1 млн тонн. За 10 месяцев 2022 г. объем производства СПГ в России увеличился на 10,6% к аналогичному периоду прошлого года, до 26,9 млн т.
Согласно оценкам IGU, Россия могла бы производить 136,7 млн тонн СПГ в год. Пока этот показатель более чем в четыре раза меньше. Однако, еще в 2010 году он был около 10 млн тонн в год.
«Состояние политической и экономической турбулентности наложило заметный отпечаток на распределение как потребительских предпочтений, так и производственных акцентов, в частности – в области энергетики. Энергобезопасность вышла на первый план. Диверсификацию, хеджирование рисков в части энергоснабжения крупных промышленных объектов, как показывает отечественная практика, стремятся осуществить за счет создания альтернативного/аварийного энергетического хозяйства. Цифры, представленные рядом исследований международного рынка – расширяют обозначенный тренд, возводя его в мировой регистр. Сжиженный природный газ, действительно, является одним из наиболее экономически привлекательных вариантов по обеспечению энергетической устойчивости предприятия, снижения рисков нарушения бесперебойного энергоснабжения производственных линий», — прокомментировал тенденцию Яблоков Даниил, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.
Оставшись без значительной доли российского природного газа в 2022 году, Европа начала активно замещать его СПГ. Прежде всего, по словам Капитонова, это газ из США, потому что сейчас заводы там почти полностью работают на рынок Европы. Туда, уточнил он, попадает примерно три четверти американского экспорта СПГ. Кроме того, Европа в течение года закупала любые другие партии СПГ, доступные на рынке на тот или иной момент и готова была платить крайне высокие цены за возможность найти спотовые партии СПГ, а Азия недополучала эти объёмы. Среди антилидеров в данном контексте оказались Бразилия (-72%), Китай (-21%), Пакистан (-18%), Индия (-17%) и Япония (-3%).
По данным Международного энергетического агентства, общий объем мирового газового рынка в 2022 году составил около 4 100 млрд куб. м. При этом на СПГ приходилось порядка 550 млрд куб. м (13%).
«Основное преимущество СПГ заключается в высокой мобильности данного ресурса: логистика этого энергоносителя характеризуется относительно низкой стоимостью, не требует таких серьезных и «длинных» капитальных вложений как, например, в случае трубопроводного природного газа. Кроме того, высокий уровень развития технологий, изученности вопроса сжижения и регазификации, наличие достаточного количества квалифицированных кадров позволяет эффективно создавать объекты тепло- и электроэнергетики, работающие на СПГ. Наши инженеры, к примеру, всегда рекомендуют сжиженный газ в качестве: основного энергоносителя – в случаях, когда подведение трубопроводного газа технически невозможно либо экономически не обосновано; а также в качестве аварийного топлива – в случаях обеспечения повышенной категории надежности теплоснабжения. Часто, СПГ рекомендуем использовать в качестве топлива на период строительства газопровода природного газа для обеспечения быстрого ввода в эксплуатацию объекта строительства с последующим переключением на сетевой газ», — добавил эксперт.
Динамика развития рынка СПГ обуславливается, в первую очередь, потребностью крупнейших экономик мира в радикальном повышении энергетической устойчивости. Постковидный период, плавно перетекший в область политической нестабильности несколько снизил темпы роста мировой экономики: умерил спрос, сократил предложение, заставил регулятора обратить внимание на более консервативные подходы к экономической, финансовой, монетарной политике. Но, несмотря на длительную стагнацию, потенция к росту, особенно на восточных рынках, сохраняется. И эта потенция требует от компаний-экспортеров энергоресурсов, в том числе – российских – грамотных и экономически приемлемых решений в части поставки энергоносителей.
Просмотров 1 всего , 1 сегодня