
Энергетическая политика Трампа: от зеленой энергетики к нефтяному буму

МАГАТЭ налаживает «тесное сотрудничество» с Узбекистаном в области ядерной энергетики и здравоохранения
Успех энергетического перехода начинается с сильного национального энергетического планирования

Несмотря на то, что глобальные инвестиции, связанные с переходным периодом, достигли рекордного уровня в 2 триллиона долларов США в 2023 году, мир сталкивается с серьезной проблемой: текущие модели инвестиций непропорционально сконцентрированы в странах с развитой экономикой и нескольких крупных развивающихся рынках, таких как Китай, Индия и Бразилия. Между тем, большая часть развивающихся стран получает лишь 10% инвестиций в энергетический переход. Этот дисбаланс ставит под угрозу не только темпы энергетического перехода, но и справедливое распределение его выгод.
Этот дисбаланс подчеркивает важность сильных национальных систем энергетического планирования – поддерживаемых международным сотрудничеством – которые имеют универсальное значение, но имеют особые перспективы в решении проблем недостаточного инвестирования на Глобальном Юге. Улучшая благоприятные условия для инвестиций в регионах, которые в настоящее время испытывают недостаток финансирования, такие механизмы могут обеспечить значительный прогресс в ускорении энергетического перехода.
Для достижения этой цели необходима хорошо организованная институциональная основа в сочетании с хорошо скоординированным и прозрачным процессом планирования. Такие механизмы позволяют странам создавать надежные инвестиционные стратегии, устранять потенциальные риски, укреплять доверие инвесторов и привлекать частный капитал. Более того, хорошая согласованность между процессами климатического и энергетического планирования повышает доверие к результатам планирования, что является ключом к открытию климатического финансирования. Бразилия, которая председательствовала в «Большой двадцатке» в 2024 году, служит убедительным примером преобразующего потенциала долгосрочного энергетического планирования. Внедрив комплексный процесс снижения рисков, который влечет за собой эффективное управление процессом планирования, финансовыми инструментами и реализацией проектов, Бразилия значительно увеличила инвестиции в свой сектор возобновляемой энергетики.
В ходе обсуждений в Рабочей группе «Большой двадцатки» по энергетическому переходу Бразилия возглавила создание Глобальной коалиции по энергетическому планированию (GCEP). Эта инициатива направлена на усиление усилий национального планирования во всем мире путем содействия международному сотрудничеству, наращиванию институционального потенциала и облегчению обмена знаниями. Этот подход направлен на расширение возможностей стран, особенно стран Глобального Юга, для укрепления их возможностей энергетического планирования, для разработки и реализации своих уникальных, определяемых на национальном уровне стратегий энергетического перехода.
GCEP использует информацию Глобальной сети долгосрочных энергетических сценариев (LTES) – сети национальных институтов энергетического планирования в различных регионах и контекстах развития. Сеть LTES обеспечивает устойчивую поддержку посредством инклюзивного партнерства и коллективного разума. Он способствует сотрудничеству во всех регионах – Север-Север, Север-Юг, Юг-Юг и Юг-Север – объединяя лидеров энергетического планирования для обмена опытом, решения общих проблем и укрепления своего планирования. процессы.
Успех сети LTES усиливается партнерством с ключевыми организациями, включая Международное энергетическое агентство, Всемирный банк и Рамочную конвенцию Организации Объединенных Наций об изменении климата. В то же время сотрудничество с Министерским совещанием по чистой энергетике (CEM) углубило участие членов. Под руководством Дании и Германии LTES стала одной из самых активных и результативных программ CEM за последние шесть лет.
Одной из основных тем в сети LTES является то, как эффективно использовать процессы долгосрочного энергетического планирования для мобилизации финансов. Собрав многочисленные примеры из реальной жизни и советы финансистов, сеть определила три ключевые области, в которых эффективное энергетическое планирование может способствовать мобилизации инвестиций:
- Создайте благоприятные условия: Энергетическое планирование может помочь разработать перспективные правила и политику, устранить потенциальные узкие места в цепочке создания стоимости и дать правительствам возможность принимать обоснованные решения.
- Удовлетворение потребностей инвесторов: Долгосрочные планы становятся более доступными для финансистов, когда они также включают краткосрочные инвестиционные планы и финансовые стратегии, активное взаимодействие с финансовым сектором и сосредоточение внимания на социально-экономических выгодах.
- Обеспечить доверие посредством сильного управления: Планы должны вызывать доверие и иметь четкую информацию для продвижения направлений политики; с процессами участия для выявления рисков и повышения согласованности действий между заинтересованными сторонами, включая хорошо скоординированные структуры управления для повышения доверия, надежности и подотчетности планов.
Эти результаты напрямую касаются ключевых вопросов, поднятых GCEP, который исследует важнейшую связь между планированием и финансами. Еще одним ключевым направлением GCEP является оптимизация международных усилий по наращиванию потенциала в области энергетического планирования, которые уже давно поддерживаются Международным агентством по возобновляемым источникам энергии (IRENA).
Ярким примером поддержки IRENA, направленной на лучшее оснащение стран инструментами и стратегиями для мобилизации энергетического перехода, является ее сотрудничество с Агентством развития Африканского союза в разработке Генерального плана континентального энергетического сектора (CMP). Сотрудничество включает программу наращивания потенциала, которая помогла экспертам африканского энергетического пула развить устойчивый институциональный потенциал для подготовки и поддержания CMP. В тесном сотрудничестве с другими партнерами, в первую очередь с МАГАТЭ, программа объединила местные знания с передовыми инструментами для решения уникальных проблем и поддержки устойчивого развития.
Разнообразные подходы к энергетическому планированию позволяют странам разрабатывать системы планирования, адаптированные к их уникальным обстоятельствам. В этом отношении страны имеют возможность принимать обоснованные решения для формирования своих собственных энергетических преобразований на основе надежных данных, надежных методологий и инклюзивного участия заинтересованных сторон, а не использования заранее определенных технологических решений, которые могут не подходить для их соответствующих условий.
Благодаря GCEP эти принципы управления и сотрудничества повышаются, укрепляя национальную ответственность и инклюзивное планирование как центральные основы глобального энергетического перехода. Кроме того, GCEP предлагает странам более широкую платформу для участия в широком спектре международных инициатив, подчеркивая важность всех инициатив по энергетическому планированию для повышения роли энергетического планирования как инструмента мобилизации инвестиций в энергетический переход.
Для получения дополнительной информации о GCEP и энергетическом планировании посмотрите заседание 15-й предварительной ассамблеи IRENA 11 января 2025 года под названием «Глобальная коалиция по энергетическому планированию: формирование программы действий». Эта сессия знаменует собой важную веху перед полным запуском GCEP позднее в этом году в Рио-де-Жанейро, Бразилия. Смотрите прямую трансляцию здесь.
По информации международных организаций из сферы возобновляемой энергетики
Просмотров 2 всего , 1 сегодня