Белгородэнерго воспитывает кадры
01.02.2013
«Газпром» и КННК провели заседание Совместного координационного комитета
01.02.2013

Эксперты о холдинге «Вода России»: монополизм и возможность решения проблем водно-коммунального хозяйства

Эксперты, опрошенные Центром энергетической экспертизы, разошлись в оценке предложения компании РусГидро по созданию холдинга «Вода России», который взял бы на себя управление всеми системами водопроводов и канализаций в стране. С одной стороны, экспертов пугает появление у компании непрофильного бизнеса и создание монополии, с другой стороны, возможно, эта инициатива поможет решить проблемы водно-коммунального хозяйства.

Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"Дмитрий Баранов отрицательно оценил данную инициативу. По его мнению, непонятно, как быстро компания сможет освоить непрофильный для себя бизнес, а также отметив, что создание монополиста – это всегда плохо. «У нас в стране уже достаточно большое количество водоканалов управляются частными компаниями, или они даже владеют ими, и все игроки данного рынка будут активно протестовать против данной идеи и вряд ли согласятся расстаться с тем, что они приобрели с таким трудом и куда уже вложили огромные деньги, – подчеркнул Баранов. – Кстати говоря, некоторыми водоканалами в ряде российских городов владеют и управляют иностранные компании, а это значит, что попытка лишить их бизнеса будет сопровождаться грандиозными международным скандалом».

«Собственно сама идея создания такой организации проистекает из того факта, что водоканалы являются одними из самых привлекательных объектов для инвесторов среди всей структуры ЖКХ, – объяснил эксперт. – Объясняется это тем, что основная инфраструктура водоканалов уже создана, потребности в воде у потребителей велики, здесь генерируется существенный денежный поток, но, в то же время, ещё есть резервы для улучшения водоснабжения и водоотведения, можно снизить потери воды, повысить её качество, за что потребители готовы платить больше. Кроме того, у нас ещё не все жители страны обеспечены нормальной питьевой водой и здесь есть резервы по подключению новых потребителей, что также будет способствовать увеличению выручки у водоканалов и получению ими дополнительной прибыли».

Дмитрий Баранов добавил: «То, что водоканалы привлекательны для инвесторов, подтверждается тем фактом, что свыше двух десятков водоканалов в разных городах уже переданы в управление частным инвесторам и процесс этот продолжается. Причём на российском рынке работают не только российские компании, но и иностранцы, достаточно активно. Наиболее крупными и активными игроками данного рынка являются: французские Suez и Veolia, немецкая Remondis, а также российские компании: Росводоканал, «ГК Евразийский», «Российские коммунальные системы» и ряд других».

«Кроме того, – считает эксперт, – не факт, что муниципалитеты захотят лишиться своей собственности (водоканалов), а заставить их это сделать вряд ли удастся, не нарушая закон. То есть местные власти могут просто отказаться "вступать" в новую организацию».

«Единственно возможный сценарий воплощения этой идеи, который можно было бы реализовать, соблюдая экономическую целесообразность и не нарушая закон, заключается в том, что компания создаст свою дочернюю структуру, которая будет участвовать в конкурсах на право управления и/или владения водоканалами, которые будут выставляться на конкурсы местными властями. Все другие варианты чреваты скандалами, ничуть не меньше скандала с ЮКОСом», – резюмировал эксперт.

В то же время управляющий партнер «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Иван Андриевский считает, что  «централизация управления водоснабжением страны, при соответствующем финансировании и ответственном подходе к этому проекту, выведет отрасль на качественно новый уровень». «Коммуникации технически изнашиваются, требуется их существенная модернизация, сегодня имеются технологии, позволяющие существенно сократить число аварий трубопроводов, увеличить срок службы коммуникаций и насосного оборудования. Учитывая, что контроль над деятельностью структуры будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, можно рассчитывать, что реализация проекта будет осуществляться на должном уровне. Кроме того, активный интерес к отрасли со стороны государства будет способствовать получению необходимых инвестиций», – пояснил эксперт.

«Что касается вопроса о том, может ли это отразиться на тарифах, то оказание коммунальных услуг регламентируется Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением правительства РФ, – добавил Андриевский. – Существует Федеральная служба по тарифам, которая определяет тариф для потребителей, к которому органы местного самоуправления прибавляют в соответствии с фредельными индексами надбавку. Величина максимально и минимально возможного изменения тарифов устанавливается законодательными органами власти соответствующего субъекта Российской Федерации, которые подконтрольны, в том числе, и Счетной палате РФ. Для муниципалитетов изменения не означают появление возможности произвольной установки цен на водоснабжение. Таким образом, населению не следует опасаться значительного роста тарифов. Рост цен в рамках разумного возможен, так как предвидятся расходы на модернизацию коммуникаций, однако это напрямую скажется на качестве оказываемых услуг».

«Сам холдинг "Вода России" можно создать в достаточно короткие сроки, – считает эксперт, – для этого необходимо реорганизовать существующие структуры, которые в него войдут. Другой вопрос – когда создаваемый холдинг сможет приступить к своему полноценному функционированию. Необходима детальная разработка плана по модернизации водно-коммунального хозяйства по всей стране, это потребует довольно много времени. Проведение тендеров по поиску подрядчиков и поставщиков оборудования так же связан с временными затратами. Можно предположить, что создание холдинга обусловлено, в числе прочего, и реализацией Федеральной целевой программы "Чистая вода". В ее рамках в 2011 – 2017 годах планируется существенно улучшить качество воды, получаемой конечными потребителями. Если это предположение окажется верным, то потребуется и значительная модернизация очистных сооружений. Таким образом, оценить результаты работы холдинга можно будет не ранее, чем через пять лет».

 

 

0

Автор публикации

не в сети давно

0
Комментарии: 0Публикации: 223Регистрация: 30-11--0001